Ваехи
Зло, которое Добро
«Отец твой приказал перед смертью своей,
сказав: Так скажите Йосефу: Умоляю, прости,
пожалуйста, преступление братьев своих
и вину их, потому что зло воздали тебе»
Бе-рейшит 50:16-17
Рав Меир Шапиро из Люблина задает вопрос: «А где, простите, Яаков велел братьям, перед смертью, просить прощения у Йосефа?» Ответ на этот вопрос связан с вопросом, касающимся каждого из нас: следует ли просить прощение за причиненное зло… обернувшееся Добром?
На первый взгляд, ответ очевиден- цель не оправдывает средства, так что будьте любезны…Но ссылка на Яакова, по мнению рава Меира Шапиро, это слова нашего праотца: «…а при приходе моем из Падана, умерла на меня Рахель… и похоронил я ее там, по дороге…» (Бе-рейшит 48:7), в котором он просит прощения Йосефа, сына Рахели, за захоронение Рахели «по дороге». Именно эта, вроде бы, лишняя просьба о прощении и была детонатором- «отец твой приказал перед смертью»- слов братьев- «…умоляю,прости,пожалуйста,преступление братьев..».
«Лишнесть» просьбы Яакова -очевидна. Дело не только в том, что он скрупулезно исполнил безусловное требование собственной жены. Но, как мы знаем, именно образ «моме Рохл»,оплакивающей своих детей, идущих длинной дорогой Галута- и есть залог Успеха-«…есть награда за дела твои… и вернуться сыновья в пределы свои» (Йермияґу 31:14-15).
И в случае конфликта Иосифа и его братьев, вспомним, что место десятого в судилище ветвей «исполнял» по мидрашу … Всевышний! Следовательно, по мнению Торы, приговор Йосефу был вовсе неошибочным! Ну, а результат продажи- реализация сновидений Йосефа – просто исполнение Замысла Творца… Так, в чем, простите, каяться?!
И урок Торы, в данном случае, весьма неожидан. Даже в случае, когда мы поступаем как следует и это дает (Слава Б-гу!) превосходный результат, то и в этом случае следует просить прощения за необходимо проявленную нами жестокость.
В качестве примера, представим себе ситуацию, где с просьбой о ссуде к нам обратился хронический лентяй и попрошайка. Получив отказ, он отчаялся… стал работать и встал на ноги! Но минуты отчаяния и пережитые трудности, коими мы были соучастниками, требуют прощения.
За поддержкой выдвинутой концепции обратимся к известному комментарию[1] о шести уровнях Геулы. Вслед за наградой (пятый уровень, чей символ Иссахар- «сахар-награда») Всевышний предусмотрел еще один уровень. Шестой сын Леи- Зевулун символизирует высшее состояние, когда все потраченное оказывается возвращенным.
Каким образом испытанная боль может превратиться в приятное воспоминание, покажет следующий пример. У человека практически бездействует рука. Путем весьма болезненной процедуры ее удается полностью излечить. Теперь воспоминание о болезненности процедуры замещается ощущением абсолютной «здоровости» руки!
Еще одна возможность аннулировать страдания… проснуться и понять, что это был странный сон. И, абсолютное зло, в лице Богдана Хмеля в конце нашей реальности (иллюзии) станет ночным кошмаром.
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам Бе-рейшит»,глава «Ва-йешев»