Хаей Сара
5 год учебы
Самообкрадывание
«Четыреста шекелей между
мной и тобой, что они»
(Бе-рейшит, 23:15)
Цена, запрошенная Эфроном, явно выше рыночной. Но, как и все, сказанное Торой, это урок для нас. И он не в том, что следует завышать цену этого мира. А в чем же? Рав Шломо Эфраим Лунчиц – «Кли якар» проводит параллель числа четыреста в явно отрицательной коннотации еще трех мест Торы.
Зависть братьев Йосефа приводит к четырёмстам годам галута. Зависть Эйсава приводит его с четырьмястами сподвижниками против Яакова и, наконец, царь Давид берет с собой «около четырехсот человек» (Шмуэль I, 25:13) дабы проучить Наваля, мужа Авигайль за нежелание платить за оказанную помощь.
Рав Лунчиц указывает на гиматрию айн ра – дурного глаза – 70+10+50+200+70=400, как на общий духовный знаменатель четырех сюжетов. Мы же от себя добавим идею законченности – буква тав, числовое значение – четыреста. И четырежды сто – ограниченность четырех сторон света. Для понимания комментария «Кли якар» расположим упомянутые им четыре параллельных места ТаНаХа в соответствии с четырьмя измерениями Бытия: место, время, личность и замысел. Получится, что Эфрон – это ограниченность места. Зависть братьев приводит к ограниченности во времени. Эйсав – это ограничение личности (только его голова похоронена в пещере Махпела). А царь Давид пытается восстановить справедливость. Идея, красной линией соединяющая все четыре сюжета – попытка заработать (удовлетворить желание получить) в нашем мире, лишает нас связи с вечностью. Ибо основной замысел этого мира – благодарность – «любовью за любовь». И Наваль - נבל, чье имя значит – неблагодарный (смотри главу «Ґаазину») легкой перестановкой букв превращается в Лавана - לבן воплотителя идеи неблагодарности (желания заработать) в этом мире.
Неблагодарность (ограниченность) в пространстве, во времени, в личности и в замысле – конечный результат айн ра – дурного глаза.