К недельным главам «ШОВАВИМ»[1]
Три знака
«И бросил его [посох] на землю и стал змеем, и отпрянул Моше от него. И сказал Вс-вышний
Моше: пошли руку свою и схвати его за хвост… и стал посохом в руке… положи руку… за пазуху…
и вынул ее, и вот: рука его прокаженная как снег… и вернул руку свою за пазуху свою, и вынул ее… и вот
вернулась, как плоть его… И будет: если не поверят также двум знакам этим… -
и возьмешь из вод Реки и выльешь на сушу и станут кровью на суше»
(Шмот, 4:3,4,5,7,9)
Очевидно, что знаки, данные Моше, не просто доказательства божественности его миссии. В качестве такового хватило бы и одного чуда. Попробуем с помощью рава Гирша извлечь уроки, вложенные Творцом в чудеса, данные «в руку» Моше. Во-первых, все они, как и полагается чудесам, относятся к уровню материального действия, и оттого рука и ее естественное продолжение – палка.
Первый знак, превращение самого «послушного» орудия – посоха в живой антагонизм человека – змея. Вместе с обратным превращением, символизируют абсолютность власти Творца над нашим бренным миром и его законами.
Чудо прокаженной и исцеленной руки, помимо власти Создателя над нашим телом, демонстрирует также важность терпения (времени), точнее, временного бездействия человека для реализации Замысла Творца. И, наконец, символ всех ударов по Египту, первый из них – кровь, это безусловность исполнения плана Вс-вышнего в рамках мировоззрения каждого индивидуума[2]. Корректирующие удары жизни дают серьезные (божественные) шансы на исход из Египта наших иллюзий.