Во время свадьбы Яакова происходит «небольшая заминка»: вместо Рахели невестой Яакова оказывается Лея. Без ведома Яакова происходит подмена одной невесты на другую. Как это могло получиться?
Существует обычай, согласно которому лицо невесты покрывается фатой и остаётся скрытым в течение всей церемонии. Более того, в качестве объяснения этого обычая приводится история о свадьбе Яакова, когда из-за того, что лицо невесты было скрыто фатой, Яаков женился на другой женщине. Но зачем это делать? Зная о том, что произошло, нужно делать как раз наоборот!
Почему же на каждой свадьбе мы повторяем те же действия? Бааль аТания объясняет, что две жены Яакова - это воплощение двух разных миров. Лея – это "алма д'иткасия" - скрытый мир - мир мысли, а Рахель - это "алма д'итгалия" - проявленный мир - мир речи. Яаков соединяет эти два мира - скрытое и проявленное, мир мысли и мир речи, потенциал и реализацию.
Хорошо, но какое отношение это все имеет к нам? Дело в том, что на всех свадьбах всегда происходит одно и то же. До начала семейной жизни мы на самом деле очень мало знаем друг о друге. То есть до свадьбы мы находимся в контакте только с проявленными качествами - уровнем Рахели. Но когда мы стоим под хупой, у нас появляется возможность контакта с уровнем Леи.
Это позволяет понять, для чего на каждой свадьбе повторяется история с одеванием фаты на невесту. Нужно знать, что вступая в брак, мы женимся и на Рахели, и на Лее. И отношения мужа и жены начинаются с уровня Рахели и в итоге достигают уровня Леи.
Почему же эта история произошла с Яаковом? Ведь если это происходит на каждой свадьбе, то этот же сценарий присутствовал и у Авраама и у Ицхака? Дело в том, что Авраам - это правая линия, хесед и активность, а Ицхак это прямая противоположность Авраама - левая линия, гвура и самообладание. Яаков же в свою очередь – это тиферет - средняя линия, баланс между левым и правым. Он отличается и от Авраама, и от Ицхака тем, что он соединяет противоположности. Именно поэтому Яаков единственный из всех праотцев имеет две жены. Он в состоянии соединить два мира: Рахель и Лею, скрытый мир и проявленный мир.
В этом, собственно говоря, и есть задача жениха и невесты: познакомиться со скрытым миром другого и помочь друг другу реализовать свой потенциал - сделать скрытое (от самих себя) раскрытым.
р. И. Гладштейн