Ваякґель (И собрал)
Время для пространства и время…для времени
"И собрал Моше всё общество сынов Израиля, и сказал им:
"Вот, что повелел Всевышний сделать: шесть дней будет делаться работа,
а день седьмой будет выделенным для вас — шабат"... И сказал Моше обществу сынов Израиля:
"Вот, что повелел Всевышний, сказав: "Возьмите у себя приношения для Всевышнего...
И всякий мудрый сердцем среди вас сделает всё, что повелел Всевышний: Шатёр..."
(Шмот, 35:1—2,4—5,10—11.)
Соседство законов Шабата и законов об устройстве Мишкана отнюдь не случайно. Вспомним, что прежде, чем взять "тайм аут" у сюжета и перейти в главе Ки-Тиса от деталей Храма к золотому тельцу, Пятикнижие поступило точно так же: "И масло помазания, и смесь благовоний для воскурения в выделенности – все так, как Я приказал, сделают они. И Б-г обратился к Моше с такими словами: "А ты скажи сынам Израиля так: но Суботы мои храните, ибо это - знак между Мной и вами."… "6 дней творил Вс-ий небо и землю, а в 7-й день – прекратил и обратился к мирам духовным. И дал Он Моше после разговора с ним на горе Синай две скрижали Свидетельства, каменные доски, исписанные Перстом Вс-го. И увидел народ, что опаздывает Моше спуститься с горы и столпился народ на Аарона" (Шмот31:11,12,13).
Сюжетная линия Пятикнижия:
Храм – Шабат – золотой телец – Шабат – Храм.
Закономерный вопрос (см. Раши) – в чем смысл близости Шабата и Храма?
Первое, что приходит на ум – это запреты Шабата, которые выводятся из 39-и видов работ, необходимых для сооружения Мишкана. Но попробуем посмотреть глубже.
Если мы вспомним, что задача этого мира – привести человека к близости к Вс-му, то можно будет определить Бейт а Микдаш как место, где эта задача решена. И, следовательно. Мишкан можно определить как идеал места или как совершенство в пространстве.
Такое определение дает возможность "ввести в игру" Шабат. Сделанный из 6 дней творения, Шабат представляет собой совершенство и полноту во времени.
Их связь, следовательно (через временно-пространственный континуум), не во внешнем сходстве, или даже однородности, а в единстве, по сути, этих двух понятий.
Резюмируем словами рава Гирша из его комментария на 3-ю книгу Пятикнижия, недельная глава "Эмор" (в ней, как и у нас, рассказ о законах, связанных с Храмом соседствует с законами о праздниках и о самом большом из них – о Шабате):
"То, чем является Храм в пространстве, делает* Шабат во времени".
Духовное изобилие в этом мире видится нами через призму человеческого восприятия в двух проскостях: в пространстве это наблюдается нами как Храм, во времени – как Шабат.