Дварим
Тяжелое место
«Эти вещи, которые говорил Моше»
(Дварим, 1:1)
РаШИ объясняет важность временно-пространственных координат произносимой Моше книги «Дварим». Но при этом подчеркивает «скрытость» сказанного нашим учителем: «т.к. это слова-упреки, упомянул здесь все места, где сердили Творца, поэтому скрыл вещи и упомянул их намеком, из-за уважения к Израилю».
Савраньский ребе обращает внимание на «ненужную» деталь: если «намеком», то очевидно – не явно?! Но более того, если скрыл, то как же намекнул?! Не очень совместимо?!
Рав Ґагер предлагает следующую трактовку. Тора говорит только о местах, не вспоминая сами ошибки, поскольку в этих местах царил настолько сильный дух нечистоты, что устоять против него было, практически, невозможно. И «виновность» места, которая «скрыта», позволяет лишь намекнуть на промах Израиля – «из-за уважения к нему».
Иллюстрируем известной историей о Бааль Шем Тове. Однажды его извозчик, Алексей, во время привала в одной из поездок, возымел желание убить своего работодателя и его спутников. Попытки обратиться к его рацио не помогли, и лишь просьба Бааль Шем Това: «Поедем, а дальше совершишь желаемое тобой» спасла Учителя и его учеников. Сообщил БеШТ, что место их остановки было настолько тяжелым, что дух убийства, там царивший, овладел Алексеем, как самым слабым, и только перемена места спасла евреев.
Вспомнив о сопряженности пространства со временем, сделаем вывод о тяжелых периодах нашей жизни. Тяжелых в прямом смысле, ибо мы проходим чрезвычайно нечистые отрезки жизненного Пути. И потому, из-за «уважения» к Израилю, следует относиться к своим преступлениям, как к промахам и не отчаиваться, а исправлять их. Ведь перемена времени – изменение места!
|