Мишпатим
«А судьи кто?». А судьи – мы!
«И эти законы, которые
поставишь перед ними»
(Шмот, 21:1)
Три плоскости |
Три вида мицвот |
Три цели мицвот |
Пересечение плоскостей |
Разум |
Мишпатим |
Разумное |
Непоспешность, множественность |
Эмоция |
Хуким |
Доброе |
Смыслы, задействование |
Поступок |
Эдуёт |
Вечное |
Разумное, доброе |
В трех плоскостях проходит жизнь человека – разум, эмоция, поступок. И так же, как первое благословение «давший петуху разумение различать между днем и ночью» – способность понимать, так в реализации Торы, во-первых – законы. Лишь понятое (попавшее в сознание) оценивается (хочу – не хочу, нравится – не нравится) и вызывает реакцию (действие).
Законы (мишпатим), правила (хуким) и свидетельства (эдуёт) составляют весь набор средств для реализации божественного на Земле. Понятно, что плоскости нашего бытия не параллельны (не изолированы друг от друга). И поступок, обычно, несет «разумное, доброе» (претендует, по крайней мере). Но в плоскости действия превалирует, естественно, претензия на «вечное» – или мы не материальны? Таким образом, у эдуёт наличествуют все три компоненты – разумное, доброе, вечное.
И правила (хуким), при всей их надразумности, подразумевают смысл и задействование. Вопрос, конечно же, с пониманием (мишпатим). Уж больно оно высоко и теоретично. А желания и проявления (действия), те и вовсе противопоказаны рассуждениям (логике): «холоднокровней, Маня, вы не на работе». Короче, при всей их связанности с этим миром, решения (мишпатим) стоят особняком. Именно поэтому РаШИ, и в особенности «Кли Якар» тратят много слов для объяснения необходимости судейства еврейских судей, а не «всяких там» арамейцев и кнаанейцев.
Мудрецы Великого Собрания, трансформируя опыт судей периода Первого Храма, резюмируют: «Будьте умеренными в суде, поставьте множество учеников и делайте ограду Торе». Эти три предупреждения связаны с природой нашего божественного мозга. Стараясь во всем походить на проявления Создателя в этом мире[1] – «ве ґалахта бидрахав – идите Его Путями», мы должны не забывать о двух качествах Творца, совершенно нам противопоказанных – о Его единственности («множество учеников») и о Его высокости («будьте умеренными»).
Ведь когда мы судим (определяем наши суждения), мы несомненно одиноки и чрезвычайно возвышенны. Но как, используя божественный (совершенно абстрактный) разум, не чувствовать одиночество и надмирность? Именно для этой цели и существуют «ограждения Торы». Не забывайте о своей ограниченности и вам будет не так одиноко и высоко!
Непоспешность (соседство с «не делай себе ступенек к жертвеннику») и множественность (инакомыслие, наличие двух вариантов), это полпреды эмоций и поступков в «высокий замок» размышлений. Остальное додумайте сами.
[1] Ссмотри «Учеба. 1 год», часть 6 «Щит Давида», вступление