Ки Тиса
Вечное масло
«И сделаешь его маслом помазания выделенности…
и помажешь им Шатер Встречи и Ковчег Свидетельства…
и Аґарона, и сыновей его помажь, и выделишь их служить Мне…
масло помазания выделенности будет это Мне для поколений ваших.
На плоть человека не прольется… муж, который смешает как оно,
и который даст из него на чужого – и отсечется от народа.»
(Шмот, 30:25-33)
Мудрецы утверждают (Трактат «Ґориют», 11:2), что масло помазания для коґэнов и царей было сделано Моше Рабэйну единожды на все времена. И если сделанное нашим Учителем количество – двенадцать логов (объем шести яиц – мнение РаШИ) устанавливается с помощью уровня ремез[1] - намека («масло помазания выделено будет это – зэ Мне», зэ – гиматрия 12), то безапелляционное «единожды и навсегда», таки, нуждается в объяснениях.
Рав Ицхак Абарбанель не только их дает, но и позволяет заглянуть в «проблемную лабораторию» наших мудрецов и «подсмотреть» как происходит «толкование Пятикнижия».
Во-первых, сказано: «и человек, который смешает как оно» - и если говорит написанное о точности использования ингредиентов, то следовало подчеркнуть, что делается это масло не для личного пользования. Как сказано чуть ниже: (30:33) о смеси для воскурения: «и воскурение, которое вы сделаете, по рецепту его не делайте себе». И следовало добавить «для себя», но сказано только «не смешивая как оно» - значит, не составлять подобную смесь не только для себя, но вообще более никогда! И замечает рав Абарбанель еще одну тонкость, позволяющую обосновать вывод мудрецов об одноразовости масла приготовленного Моше Рабэйну на все времена. Дело в том, что в отличие от смеси для воскурений: «поровну будет» (30:34), где не указано количество, а лишь равность пропорций, в смешении масла для помазания указываются конкретные количества: «мирры текущей – пятьсот, кинман благовонный – половину его: пятьдесят и двести и тростник благовонный – пятьдесят и двести, и кида – пятьсот…» (30:23).
И это предписание конкретных чисел – еще одно свидетельство в пользу вердикта мудрецов в Трактате «Ґориют».
Под занавес вопрос о «лишнести» чуда приготовленного масла помазания. Конечно, без чудесности никак не обойтись для масла, которому предстоит нести службу почти девятьсот лет, до разрушения Первого Храма. И чудо помазания маслом Моше Рабэйну длилось до начала периода Второго Храма.
Более чем символично, что отец всех пророков [он же по совместительству первый коґэн в семь дней милуим и он же первый царь Израиля (как сказано «и был в Йешуруне царь» (Дварим, 33:5)] делает помазанниками всех царей и коґэнов Израиля. Ибо одна из ипостасей вечности – продленность. Все, что имеет продолжение – вечно.
И Машиах будет помазан на царство маслом Моше, которое захоронено по распоряжению пророка Йешайяґу в Храмовой скале, в наши дни – амейн!
[1] В данном случае мудрецы опираются на смысловую излишнесть слова «зэ – это», без которого смысл сказанного остается прежним.