Пинхас
Врожденная жестокость?
«Пинхас Бен
Эльазар Бен Аґарон ґакоґен»
(Ба-мидбар, 25:11).
«Так как
ветви глумились над ним: «Видели
этого сына
Пути [Йитро], чей мамин папа
откармливал
телят для чужой работы,
а он убил
князя ветви Израиля».
Потому написанное
указывает на его
происхождение от Аґарона»
(РаШИ)
Обычное понимание мидраша наших мудрецов, приведенное
РаШИ – унижение ветвями Пинхаса, как потомка Йитро, и его «защита» Пятикнижием,
указывающая на «благородство» его происхождения от Аґарона – не достойно уровня
поколения пустыни… и не дает нам с вами никакого урока. РаШИ, намекая на
неоправданность подобного восприятия, опускает привычное звание «коґен» рядом с
именем Аґарона.
Раби Менахем Мендл Шнеерсон
обращает наше внимание на деталь, которая выглядит «лишней» - «откармливал
телят для чужой работы». Если бы мудрецы хотели подчеркнуть «низость»
происхождения Пинхаса, то уместнее было бы упомянуть о «всеядности» Йитро,
перепробовавшего все виды чужой работы.
Идея откармливания телят намекает на суть претензии к
Пинхасу (и, как мы увидим чуть ниже, ко всем левитам) – его поступок, на первый
взгляд, свидетельствует о врожденной жестокости!
И потому Тора «выводит» Пинхаса «из» Аґарона, который, как известно, был «любящим
шалом, преследующим шалом и приближающим людей к Торе». И это его качество во
«вне» коґенской функции – отсюда намек РаШИ, опускающего «высокое звание» Аґарона!
В качестве домашнего (внутреннего) задания поставим
вопрос - претензия ветвей связана с противостоянием Лейви
и Шимона (город Шхем, благословления Яакова, надел Шимона внутри надела Йегуды
и т.д.)? Обратим внимание читателя, что в момент совершения Пинхасом его
поступка, он не был коґеном, а,
следовательно, был… левитом!
|