Ваэра
Нищета Израиля и удары по Египту
«… и на все стечения вод их, и стали кровью!
И будет кровь во всей земле Египетской».
(Шмот,7:19)
Повторение «… и стали кровью, и будет кровь…» требует объяснения. Рав Йосеф Бергер свой комментарий основывает на сказанном в Трактате «Мегила» (10:2): «форма «вайеґи – и было» - это выражение скорби, а «веґая-והיה-и будет» – выражение радости». Соединительный союз вав переводит будущее йеґи в прошлое, а прошлое ґая в будущее. Позиция мерзавцев, у которых все в этом, материальном мире, предельно проста – у них нет будущего, вечности, следующего мира. Потому у них все в прошлом. Как в анекдоте про нового русского, который просит у золотой рыбки: «Хочу, чтоб у меня уже все было!» и слышит в ответ вовсе неожидаемое: «Мужик, у тебя уже все было!».
Наоборот, праведники – те, кто «переводят» прошлое в будущее, в вечность. И потому их поступки с точки зрения сиюминутной, материальной выгоды так неочевидны. По сути, именно к «переводу» делаемого в вечное должна сводиться жизнь человека. Сделав это необходимое интеллектуальное отступление, вернемся к комментарию рава Йосефа Бергера.
Дело в том, что «удар кровью» по Египту имел удивительно важное материальное последствие для Израиля – богатство! Ведь за каждый глоток воды египтянам приходилось платить евреям. Отнятая у еврея вода тут же превращалась в кровь. А значит, удары по Египту были настоящими уроками Торы для Израиля. Ведь нищета, как известно, не располагает к Учебе. А евреи, став свободными с началом ударов по Египту, перестали получать тот минимум пропитания, который полагался рабам.
И потому Пятикнижие подчеркивает обратность произведенного эффекта первого удара на Египет и Израиль. Мицраим был вынужден (жажда не тетка) обогащать Израиль. Двойное горе для них, двойная радость для нас!