Хукат
Взгляд вверх
Эта глава перенасыщена темами и событиями: тут и знаменательнейший удар Моше по скале, и нападение пресмыкающихся, и загадочно непонятные законы, связанные с рыжей коровой, и отказ Эдома (а также, как говорит устная традиция, и Моава, и Амона) пропустить евреев через свою страну, и смерть Аhарона, и песня Колодца, и многое, многое другое.
Мы зададимся только одним вопросом. В чём смысл «терапии» медным змеем и как происходило исцеление от змеиных укусов?
Автором нижеследующего комментария является живший в Росси в XIX столетии мудрец Ицхак-Лейбуш Мальбим. Он обращает внимание на использование Торой двух способов наименования змея. Когда речь идёт о нападении и укусах, Пятикнижие говорит нахаш. А в случае исцеления от них — сараф (буквально: сжигающий). Разница между этими словами, чей перевод на русский идентичен: змей, принципиальнейшая.
Змей-нахаш (от корня ленахеш-угадывать) означает подчёркнутую неупорядоченность бытия, закон случайности (не дай Б-г), царящий в мире. стихийное бедствие — это только первый очень поверхностный взгляд на происходящее. Обнаружению скрытых, внутренних духовных пружин событий и учит нас «методическое пособоие», исполненное Моше по приказу Всевышнего. Взгляд ВВЕРХ (во всех смыслах) на нахаш hа-нехошет (медного змея), то есть на «змея в квадрате» позволяет ощутить неслучайность происходящего. И Моше, достигший предельно высокого взгляда на действительность, обучает нас смотреть глубже, проникать за внешний покров событий.
Уничтожение всех и всяческих скрывающих истину завес и есть использование силы змея в «мирных целях», его превращение из нахаша (угадывания, случайности) в сарафа (огонь, уничтожающий материальный занавес реальности). И укус змея, очень поверхностный, но чрезвычайно глубоко проникающий, подлежит исцелению методом «Лечить подобное подобным». За кажущейся глубиной нигилизма (нет объяснений, судьба) обнаружить настоящую глубину и причину.
Мораль. Всё внешнее имеет хорошо скрытые, но как нельзя более весомые внутренние причины.