Ва-йишлах
«Болезнь» праведников
«И остался Яаков в одиночестве…»
(Бе-рейшит, 32:25)
Страх нашего праотца Яакова перед «заслугами» Эйсава всегда вызывал у меня недоумение. Человек, удостоенный близости Создателя, отец народа Израиля, сопровождаемый двумя станами ангелов, боится мерзавца?! Рав Йонатан Айбешютц (1690-1764, Польша, Германия) начинает свое объяснение с… власти Яакова над ангелами. Предполагая двухвариантное местоположение Эйсава – родительский дом (Хеврон) или гора Сеир (Эдумея), Яаков отправляет ангелов по двум адресам. А поскольку ангелам Эрец Исраэль путь за границу заказан, то Яаков авину пользуется услугами двух станов(!) ангелов-посланников.
И отсюда страх, который овладевает нашим праотцем, когда возвратившиеся ангелы продолжают возвращение к Источнику, а Яаков остается один. Его скромность («заниженная самооценка») приводит Яакова к единственно возможному объяснению – его заслуги исчерпаны, и он лишился «покровительства» Творца. Объясняет рав Айбешютц, что «одиночество» Яакова, которому предстоит стать Израилем, преследовало цель – продемонстрировать способность Израиля выстоять во всех тяжелейших испытаниях Истории. А болезнь «заниженной самооценки» - оборотная сторона скромности, приняла «хроническую форму».