Зот Ґабраха
Не «ґеппи энд»
«И всею сильною рукой, и всем трепетом великим,
который сделал Моше на глазах у всего Израиля»
(Дварим, 34:12)
Рав Менахем Шварц обращает внимание на «несчастливое» завершение Пятикнижия. Ведь даже последняя фраза говорит (мидраш, который приводит РаШИ) о разбиении первых скрижалей. Да, я конечно знаю, что это был подвиг. Моше тем самым спасает Израиль, жертвуя своим именем. Но ведь лидер судится по конечным результатам?!! Моше не вводит свой народ в Эрец Исраэль, ему не удается удержать Израиль на уровне Письменной Торы, и даже о Бааль Пеоре Создатель напоминает ему и нам в своих последних словах, обращенных к Моше Рабэйну: «За то, что изменили вы мне…, потому что напротив увидишь Страну – а туда не придешь, в Страну, которую я даю сынам Израиля» (32:51-52), «И похоронил его в овраге, в стране Моав, напротив Бейт Пеора» (33:6).
Звучит не очень подходяще для расставания с нашим Учителем. А Устная Тора не забывает подчеркнуть, что Аґарона оплакивал весь Израиль, а Моше только часть! Вопрос, конечно же, в чем смысл этой интонации Пятикнижия?!
Еврейские лидеры и не лидеры оцениваются не по результатам, уж их-то у Моше Рабэйну с избытком. Результаты – Вс-вышнего! И главное Достижение нашего Учителя – это Устная Тора (а не Пятикнижие Моисеево!), которую Моше Рабэйну вымолил у Вс-вышнего для Израиля. Потому-то Тора и завершается подчеркиванием бесконечной важности разбиения первых скрижалей Моше. Он, наш Учитель – вся наша Устная Тора! А тем, кому мешает упоминание «не к месту» Бааль Пеора, РаШИ объясняет, что и своею смертью Моше исправляет ошибку Израиля, с Пеором связанную!