Трума
Вечность Мишкана
Недельная глава, рассказывающая о построении Храма (переносного), начинается ожидаемо с парадокса: «Говори к сыновьям Израиля, и возьмут Мне пожертвование…» (Шмот, 25:2). Так возьмут или пожертвование?! Объяснение РаШИ максимально коротко: «Мне – ради Меня». Но если мы вспомним о Цели Творения, которая конкретно реализуется через «первое сокращение – цимцум алеф», то все встанет на свои места. Действительно «брать, чтобы [это было] давать [Создателю]» – абсолютный альтруизм, уподобление божественному свету – состояние «двейкут-прилепленности» к Творцу.
Лучше всего вопрос о способах реализации Замысла сформулировал мудрейший из людей: «Небеса и Небеса Небес не вмещают Тебя, а этот Дом, который я построил?!» (Книга Царств I, 8:27; Диврей ґаямим II, 6:18). Ведь Вс-вышний – Место для мира, и в мире место для Его раскрытия?!
Духовная функция
Разделим объяснение рава Менахема Шварца на две составляющие – духовную и материальную. Определяя первую из них, вспомним о наших мамах и праотцах. Венчавшее Мишкан облако (Славы Вс-вышнего) на иврите анан-ענן, мидраш расшифровывает как аббревиатуру айн-эйса-тесто, нун-нер-свеча, нун-нида-чистота семейной жизни. Духовное наследие мамы Сары, мамы Ривки и четырех мам, жен Яакова – органическая часть присутствия Шхины в Израиле. Участие праотцов в устройстве Мишкана не менее заметно.
Внешний периметр (ограда)-крашим-доски были сделаны из саженцев акаций (шитим), вывезенных Яаковом из Страны Израиля в Египет. Общескрепляющий, серединный шест – внутренняя основа – был сделан из знаменитого эшель Авраґам – дерева, которое символизировало гостеприимство первого из праотцов. (ЭШеЛь – охель-еда, штия-питье, лейна-ночлег. Слово аббревиатура). Ицхак символизирует работу Мишкана. Приближение на жертвеннике (акедат Ицхак) по мнению мидраша было причиной из-за которой Мишкан впервые заработал первого нисана, хотя был изготовлен еще в мархешване. Ведь рош ґашана – день рождения Ицхака – первого нисана (мнение раби Элиэзера).
Еще одна духовная часть Мишкана – двухбуквенное Имя юдґэй. Его числовое значение 10+5, а смысл (самый простой) – полнота и совершенство духовного влияния. Десять символизирует давание (божественный свет), а пять – получение в духовном мире. Функция Храма – раскрытие божественного света в этом мире. И потому двухбуквенное Имя в структуре Мишкана. Он строится из 15 компонентов: «И это возвышение [пожертвование], которое возьмете у них – золото(1) и серебро(2), и медь(3), и голубизна [нитей](4), и пурпур(5), и шелковичный червь(6), и лен (7), и козьи [шкуры](8),и кожи бараньи красные(9), и кожи тахашей(10), и древесина акаций(11), масло [оливковое] для освещения(12), благовония для масла помазания и для воскурений(13), и камни скрепляющие [эфод](14), и камни наполняющие [нагрудник](15)» (Шмот, 25:3-7).
Пятнадцать ступеней вело из внешнего двора Йерусалимского Храма (эзрат нашим) во внутренний двор. Об этом «шир ґамаалот-песни ступеней» в Теґилим. И множество духовных ингредиентов, претендующих на полноту, связано с этим числом: 15 утренних благословений, 15 слов от эмет, заключающего молитву «Шма Исраэль» и до следующего слова Истина (эмет). Пятнадцать ступеней в «Дайейну» в Пасхальном седере и множество других вещей построены на двухбуквенном Имени.
Функция в Истории
Но коснемся «знаменитого несогласия» РаШИ и РаМБаНа о времени указания Создателя о постройке Мишкана. Понятно из его функции, что Синайское Откровение включало в себя необходимость появления Храма (мнение РаМБаНа). Но какого – переносного, Иерусалимского или Третьего? Я имею в виду следующий мидраш: «Вс-вышний наш пастух, а мы Его стадо, Он наш Сторож, а мы Его виноградник, Он наш Отец, а мы Его дети».
Несомненно, Мишкан был исправлением промаха золотого тельца, и приказ о его построении Моше приносит вместе со вторыми скрижалями на исходе Йом Кипура (мнение РаШИ). Именно об этом говорит образ пастуха и его стада в мидраше. Пастух ведет стадо и строит овчарню для проверки стада. Период Мишкана, период Судей, начало нашего Пути в Истории.
Существование Израиля в Эрец Исраэль уподоблено в мидраше винограднику. Необходимость беречь, защищать виноградник связана с его привлекательностью – внешние враги, и с необходимостью его растить и заботиться о нем, чтобы он приносил плоды. Отсюда необходимость в шалаше для охранника (идея известная нам из «Шир ґаШирим»). Это период Иерусалимского Храма, Первого и Второго.
И наконец, функция двухтысячелетнего Галута – сделать видимым то, что Он наш Отец, а мы Его дети. Назначение Третьего Храма – прямого результата нашего рассеяния – показать людям через существования Израиля необходимость соблюдения божественного закона. Потому эпоха Машиаха – естественный результат Галута и Третий Храм его прерогатива!
Сказанное Нахманидом о Синайском повелении создания Храма – это сформулированная раби Шнеером Залманом Цель Творения: «Сделать Ему проживание внизу». Три периода нашей Истории, нарисованных в мидраше, говорят о достижении этой Цели. А «плюс Один» – это день после Синайского Откровения, день ухода Моше и Йеґошуа за первыми Скрижалями, день работы первенцев: «и послал юношей, детей Израиля, и возвысили они олот [жертвы всесожжения] и принесли жертвоприношения цельные Вс-вышнему быков. И взял Моше половину крови, и налил в сосуды, а половину крови бросил на жертвенник… И взял Моше кровь [из сосудов] и бросил на народ…» (Шмот, 24:5-6, 8).
Наш Учитель в этот день был Первосвященником, а первенцы Израиля коґенами, а пустыня Синай – Храмом. И в результате работы в период Машиаха станет весь мир Храмом Создателя, а весь Израиль «царством коґенов, народом выделенным» (Шмот, 19:6).