Пинхас
Видимое и настоящее
«… и в деле Козби, дочери вождя Мидьяна,
сестры их убитой в день мора из-за Пеора»
(Бе-мидбар, 25:18)
Привычно полагать, что подвиг Пинхаса, сына Эльазара, сына Аґарона, остановил губительную эпидемию. Но рав Вилер со ссылкой на книгу Зоґар говорит, что двенадцать тысяч пар евреев из ветви Шимона умирают после убийства Зимри бен Салу и Козби бат Цур. И евреи решают, что не просто «после», но «вследствие». (Помните реакцию евреев на смерть Боаза сразу после зачатия Оведа?!!)
Это объяснение Зоґара позволяет ответить на вопрос: отчего все события, связанные с ревностью Пинхаса, происходят в главе «Балак», а награда Пинхасу озаглавливает следующий раздел Пятикнижия, создавая «искусственный разрыв» сюжета. Ведь видимое однозначно делало Пинхаса, сына Эльазара, причиной эпидемии, а не ее усмирителем! Смертный приговор, висевший над Израилем и убивший только евреев из ветви Шимона, виден не был! И спасенные евреи вовсе не выглядели спасенными.
И лишь вердикт Вс-вышнего, объясняющий, что гибель грозила всему Израилю, а Пинхас спас евреев от гнева Творца, сделала его героем в наших глазах.
Мораль очевидна и выводы каждый сделает сам.