"Смотри, я даю тебе сегодня благословение и проклятие" (Деварим 11:26). Это первое предложение недельной главы неизменно порождает бесконечное количество вопросов о свободе выбора. Несмотря на множество попыток объяснений того, что же такое свобода выбора, ограничена она или нет, и у кого и когда эта свобода действительно есть, удобоваримые ответы дать очень тяжело.
Сфат Эмет приводит очень странное объяснение своего деда, Хидушей аРим. Хидушей аРим говорит так: «В утренних благословениях есть браха, говорящая о петухе, который знает разницу между днём и ночью; и, обладая таким знанием, петух кукарекает при восходе солнца». Ну и что это объясняет? Каждое утро мы благодарим Создателя за то, что так же как петуху дана возможность отличать день от ночи, так и человеку дана возможность отличать добро от зла и правду от лжи.
И что же нового сказал Хидушей аРим? Наличие у человека свободы выбора настолько базовая вещь в Торе, что непонятно, к чему это "лишнее" повторение. Дело в том, что только в Торе свобода выбора человека - это вещь сама собой разумеющаяся. Совсем не так обстоят дела в современном мире.
В течение длительного времени физика оперировала в основном моделью Ньютона, которая в сверх упрощенном варианте похожа на игру в бильярд. Зная изначальное расположение шаров, а также силу и скорость удара, можно рассчитать абсолютно все последующие передвижения шаров. Эта модель - (в которой свободы выборы не существует в принципе, так как все учтено могучим ураганом), была потеснена квантовой механикой – (моделью, которая подразумевает полную и практически неограниченную свободу).
Совсем по-другому обстоят дела в современной психологии. Изначальные психоаналитические модели строятся на свободе выбора. При этом давление фармацевтических компаний приводит к образованию широко распространённых моделей, которые говорят о такой сильной зависимости психологического состояния от химических реакций в головном мозге, что вряд ли имеет смысл обращать внимание на что-то другое.
Понятное дело, что под прессом такого подхода человеку легче думать о своем психологическом состоянии как о каком-то явлении, являющимся результатом бури нейротрансмиттеров в голове. И еще более понятным делом будет то, что предпринимаются попытки решить подавляющее большинство психологических проблем с помощью психотропных препаратов.
То, что физика постепенно продвигается к модели описания мира, гораздо более похожего на реальность Торы, чем то, как описывает его современная психология, в каком-то смысле говорит о том, что круг начинает замыкаться. Физика, описывающая материальный мир, выглядит как зеркальное отражение мира современной психологии, которая в общем должна была бы в гораздо большей степени отражать реальность верхних миров.
Это картинное противостояние верхнего и нижнего приводит нас к тому, с чего начинается недельная глава Реэ: "Я даю тебе сегодня благословение и проклятие". Сфат Эмет спрашивает, а почему здесь лишнее слово сегодня? Что оно значит в этом контексте?
Обычно люди думают, что свобода выбора напрямую зависит от нашего поведения в прошлом. То есть, выбирая неправильно, выбирая зло, человек постепенно теряет свободу выбора. Это совсем не так. Так как процесс творения не завершён, и Всевышний каждый день и каждое мгновение обновляет сотворённый мир, то обновление мира включает в себя и нашу свободу выбора. Если человек решает начать сначала, то те ошибки, которые были сделаны в прошлом, не будут мешать и отягощать свободу выбора.
р. И. Гладштейн