Ваера
Последний судья Содома
«И пришли два ангела в Сдом вечером,
а Лот сидит во вратах Сдома».
(Бе-рейшит, 19:1)
Сообщает мидраш, что назначение (сидение во вратах) Лота судией состоялось в тот же день и явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения Источника всех сил. А причиной назначения явилась неподкупность Лота?! В этом мидраше (как и положено!) непонятно решительно все. Как всем известно, последней каплей были крики казнимой пчелиными укусами дочери Лота, посмевшей дать гостю города воды и лепешку с медом, а уж неподкупность Лота, как содомский критерий высокого доверия, и вовсе вызывает изумление, не так ли?!
Но если вспомнить незыблемое правило – два мидраша по-разному объясняющих одно и то же событие, выявляют одну и ту же причину с разных сторон, то появится возможность понимания.
Очевидно, что причиной гибели Содома и Гоморры был основополагающий принцип их жизнеустройства – «мое - мое, твое – твое», или в переводе «факты – упрямая вещь»[1]. Именно в этой связи следует рассматривать неподкупность Лота, как основной мотив оказания ему высокого, содомского доверия. Неподкупность в реалиях Содома и Гоморры – безжалостность, она же железность установленных границ – законов. Их «справедливость» должен был доказать Лот, переживший только что (идентичность обоих мидрашей) немыслимо жестокую смерть дочери. Ведь «дурра лекс, сэ лекс – закон суров, но это закон» - вспомните децимацию[2] римских легионов (какое мужество, просто железная дисциплина!).
Лот, бежавший от хеседа дяди Авраґама, оказался в прямопротивоположном лагере излишнего мужества – гвуры. Безусловный рефлекс гостеприимства, проявленный Лотом, подчеркнул невозможность существования содомского права и стал последней каплей (наряду с трагически жестокой гибелью его дочери, которую он стоически выстрадал).
Вывод – нет таких алтарей, которые стоили бы человеческой доброты и жизни. А категория Суда – гвура, на ступеньку ниже хеседа!