Ки Таво
Успех как необходимость.
«И поставит тебя Вс-вышний Источник всех твоих
сил верховодить всеми народами Земли. И придут
к тебе все эти благословения и достигнут тебя»
(Дварим 22:7)
Согласитесь, постановка вопроса весьма оригинальна – не ты в «поте носа» будешь «достигать достижения», а они будут тебя преследовать?! Но перед этим Израиль окажется верховным (комиссаром, главнокомандующим?) над народами мира. И, таки, хочется спросить вполне по-одесски – а оно нам надо?
Автор комментария «Драгоценный сосуд» опирается на сказанное мудрецами: «всякий, стремящийся к власти, власть убегает от него, а всякий бегущий от нее, она гонится за ним» (Мидраш Танхума «Ва-йкра-3). Только тот достоин «верховодить», кто видит во власти ответственность, а не возможность приказывать.
Эта нехитрая формула позволяет расшифровать сказанное Торой. Если мир поднимется на уровень понимания того, что Израиль источник духовного снабжения народов мира, то верховность Израиля установится «сама собой». Вот только для этого требуется самая малость – Израиль должен «слушая прислушаться голоса Вс-вышнего» (28:1).
Все объясняющий пример связан с именем величайшего праведника «Хазон Иш». В начале тридцатых годов прошлого века поселился в Бней Браке никому не известный, вовсе не молодой (около шестидесяти) еврей по имени Йешайяґу Карелиц. Никто и не подозревал его в авторстве гениальных книг «Хазон Иш». И когда «Хафец Хаим» начал указывать на него в своих ответах евреям Эрец Исраэль, как на того, кому следует обращаться с вопросами, то первых посетителей его жена выпроваживала вовсе не вежливо: «Уходите отсюда, мой муж никакой не раввин!»
Все дальнейшее можно прочитать в биографии великого праведника.
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: