Толдот
«Причинная любовь»
«И любил Ицхак Эйсава, так как добыча
в устах его, а Ривка любит Яакова».
Берешит 25:28
«Любовь, имеющая причину:
исчезла причина – исчезла любовь»
Пиркей авот
Раби Меирл из Перемышля своё понимание причин любви Ицхака к Эйсаву основывает на мидраше из трактата Шабат (89):
«В будущем обратится Всевышний к каждому из праотцев и скажет им: «Твои дети совершили промахи». Авраам и Яаков ответят: «Если ошиблись – пусть получат по заслугам». А Ицхак начнёт вести подсчёты и докажет, сколь невелики промахи, допущенные его детьми, и рекомендует их не наказывать».
Отчего, спрашивает раби Меирл, именно Ицхак будет оправдывать нас, а не Авраам и Яаков? Оттого, отвечает он, что только у Ицхака найдётся причина для такой реакции – ведь сам он растил сына, которого никто бы не решился счесть праведным, и тем не менее, «я – человек из плоти и крови – любил его и старался найти оправдание его поведению. Ты же, «Готеню», - тем более!»
Получается, что любовь Ицхака к Эйсаву явилась причиной оправдания сыновей Израиля в глазах Всевышнего. А странное предложение, помещённое в эпиграф, можно прочитать: «И любил Ицхак Эйсава, так как [эта любовь была] добычей в устах его [Ицхака]»!!
Шел”а А-Кадош обращает наше внимание на причинность любви Ицхака. Именно на неё (причинность) указывает время глагола: «Ицхак любил» - в прошлом. Ограниченность (следствие «полезности») такой, причинной любви оговорена мудрецами: «исчезнет причина – исчезнет любовь». Не так у Ривки. Настоящее время глагола «любить» - прямое указание на беспричинность, а, следовательно, вечность её любви к Яакову.
Ведь вечность – это настоящее, включающее в себя прошлое и будущее! (Добавлю – единственное настоящее, а, следовательно, - стоящее!)
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: