Мецора
О самом быстром органе
«И это будет теорией мецора…
и будет приведён к коґэну»
(Ва-йикра, 14:2)
Сказал раби Исраэль-Меир ґа-Коґэн из Радина (Радунь, Белоруссия), он же – Хафец Хаим: «Известно, что преимущество человека над всеми творениями в том, что добавил ему Всевышний силу речи, как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни, и стал человек живой душою» (Бе-решит, 2:7).
Онкелос переводит: «разговаривающей душою». Но это всё в случае, если его речь исправна, но если использует силу речи, подаренную ему Творцом, для плохого, то хуже он любого земного животного, ведь оно, по крайней мере, не ругается!
Рабейну Бехайе в своей книге «Обязанности сердец» объясняет, что следует, во-первых, приучить себя останавливать язык и держать рот на замке так, чтобы стал язык самым тяжёлым (трудным на подъём) органом, ибо его невероятная быстрота – причина абсолютного большинства промахов и ошибок.
Хафец Хаим отмечает: «Очищение мецора и его исцеление не зависят от врача, но лишь от коґэна. Сказала Тора: придёт пострадавший от исходившего из его уст – мецора и получит исправление от того, про которого свидетельствует пророк:
«Уста коґэна обретут знание» (Малахи, 2:7).
Раби Исраэль-Меир известен как Хафец Хаим из-за того, что важнейшую часть своей жизни посвятил борьбе за чистоту речи евреев. Его книга, посвящённая законам чистоты языка, позволяла ему приезжать в разные места проживания евреев и, ссылаясь на книгу, призывать евреев блюсти чистоту уст. В своих странствиях он имел обыкновение одеваться очень просто и ссылаться на свою книгу, не афишируя своё авторство, и называя себя просто евреем из Радина.
Однажды он был спрошен не узнавшим его евреем, знаком ли он с гением и праведником из Радина, самим Хафец Хаимом? Ответил ему раби Исраэль-Меир, что он действительно знаком с этим евреем, но сказать про него «гений» – это явное преувеличение, да и праведником он не является. Такой ответ ужасно разозлил спрашивавшего, и он выразил свой гнев пощёчиной, которой «одарил» имевшего наглость так отзываться о Хафец Хаиме.
По прошествии времени, оказался этот еврей в Радине, увидел Хафец Хаима и понял, кому он отвесил пощёчину. Он упал перед раби Исраэлем-Меиром на колени и, рыдая, стал просить прощения.
Улыбнулся ему раби Исраэль-Меир и сказал: «Я должен выразить тебе благодарность за две вещи, которые я, благодаря тебе, выучил. Одна из них – не следует излишне мудрствовать и увлекаться собственной скромностью, в особенности, если это может рассердить собеседника. Вторая, ещё более важная – не имеет человек права говорить плохое даже о самом себе!»