Хаей Сара
Исправление чужой работы адама
«Послушай нас, господин мой!
Наси Элоґим ты среди нас!».
(Бе-рейшит, 23:6)
Вопрос, который задают мудрецы в связи с покупкой пещеры Махпела Авраґамом, связан со стратегией его переговоров с хейтийцами. Наш праотец начинает с общей просьбы: «Дайте мне могильное владение с вами» (23:4), а завершает весьма конкретным: «даст мне пещеру Махпела, которая у него, которая на краю поля его, за серебро полное даст ее мне среди вас для владения могильного» (23:9). По мнению книги Зоґар, это бизнес-прием для уменьшения окончательной цены. Но ученик автора «Мегале амукот» (раби Натан Нуте Шапиро из Кракова) в середине 17 столетия предлагает поставить запятую между словами Наси – Князь и Элоґим – Вс-сильный.
При таком прочтении получается, что кнаанейцы видели в праотце Авраґаме не просто князя Духа, но Источник всех духовных сил – Элоґим. А такое понимание возвращает нас к первому человеку и к мидрашу, утверждающему, что преступления первого человека по статьям: убийство, прелюбодеяние и чужая работа были исправлены Ицхаком, Яаковом и Авраґамом соответственно.
Появление первого человека в мире вызвало однозначную реакцию духовных и земных животных. Ангелы запели ґалелуйя, а животный мир поголовно пришел кланяться тому, кого приняли за Создателя. Авраґам авину, услыхав из уст «народа земли – ам ґаарец» звание Элоґим в свой адрес, меняет диспозицию. Вместо владения могильным участком в стране Кнаан, он теперь нуждается в пещере Махпела, чья двойственность надежно укроет его после смерти от поклонения народов Земли. Цена, заплаченная за земное сокрытие 100х4, была исправлением промаха первого человека в плоскости чужой работы!