Мецора
До духовной проказы еще дорасти надо
Ключом к пониманию весьма странной, с материальной точки зрения, болезни -- цараат, которой отводится в Торе непомерно много, на первый взгляд, места, является слово басар. Означает на иврите мясо и постоянно используется при описании Торой тех язв, которые в определённых обстоятельствах поражали кожный покров евреев.
В защиту абсолютно духовной природы этой болезни говорят множество фактов, приведённых в Торе. Вот их далеко не полный список.
Поражённый цараат обращался не к врачу (как обязывает Тора в случае любого физического недомогания) а к коhену. Коhен ни в коем случае не лечил язву, а лишь её квалифицировал. Единственным средством избавиться от «болезни» были многодневные размышления -- в духовном карантине -- одиночества с целью раскаяния и т. д. т. п.
Рав Шимшон-Рефаэль hирш (XIX век, Германия) обращает внимание на ещё одно значение корня слова басар: левасер -- передавать сообщение. И делает замечательно простой вывод. Кожный покров человека, упрямо называемый Торой в данном случае басар, - это не просто край нашего физического облика, но и точнейший датчик сообщающий (мевасер) о физическом положении, занимаемом нашим телом.
Подобно этому назначение «болезни» цараат (мы на себя берем смелость назвать её по-русски духовной лепрой) было чувствительно указать еврею на опасность духовного положения, в котором он оказался. Отсутствие чувствительности нашей кожи -- опаснейшая, в физическом смысле, ситуация. Человек, чья сигнальная система не работает. может в качестве точки опоры выбрать раскалённую плиту. И потому исчезновение цараат с разрушением Первого Храма есть однозначно отрицательное событие в истории еврейского народа.
Мораль: Дай нам Б-г вернуться на тот высочайший уровень, который даёт право на существование такой «болезни».