Ваехи
Завершение сделанного в начале задуманного
«От Ашера – жирность хлеба его»
Бе-решит 49:20
Благословения Яакова коленам Израиля несут ту печать потенциальности, которая прямо связана с присутствием в мире лишь родоначальников, но не самих колен. Проще всего эта неконкретность наблюдаема в сравнении с благословениями колен, данными Моше в самом конце Пятикнижия.
Полностью сформированные (духовно) колена готовятся вступить во владение своими «коленными» наделами – участками работы в этом мире. Каждому из них предстоит сыграть свою особую роль в общееврейском спектакле Истории.
Ашер (чьё имя означает «счастье») получает от Яакова благословение «жирности хлеба». Моше, благословляя колено Ашера, также говорит о жирности: «окунает в жир ногу свою» (Дварим, 33:24). Всё, что нам потребуется для расшифровки метафор, - это образ из видения пророком Зхарией завершения Исторического процесса: «И стоять будут Его ноги в тот день на Оливковой горе» (Зхарья, 14:4)
Оливковое масло – «топливо» Ханукального чуда – в прямом соседстве с «ногами» Всевышнего означает замыкание круга Истории. Мальбим расшифровывает образ «ног» Творца как самое последнее из следствий Его замысла. А классическое восприятие «жирности» как сверхобычности, чудесности и Божественности, надеюсь, небезызвестно нашим читателям (шемен и восемь – шмоне (на иврите) потому имеют общий корень)*.
Жирность хлеба – это соединённость необходимого (минимального) – хлеба – с зашкаливающе роскошным (шаменет на иврите - сливки). А нога – самое низкое в человеческом теле, – окунутая в жир, – несомненный символ конечной (Ашер – счастье!) соединённости земного и возвышенного.
___________________________________
*в еврейском мировоззрении (ашкафе) числа 6, 7 и 8 связаны со следующими понятиями:
6 – наш материальный мир (олам hазе),
7 – Шабат, следующий мир (олам аба),
8 – то, что находится над Шабатом, - духовность, раскрытие Замысла.