Ва-йера
Аврам – гой гадоль
Мы начнем с главного вопроса: какую цель преследовали десять испытаний Авраґама? Конечно же, не проверить его «лояльность», ведь Вс-вышний абсолютен. Но и правильный ответ – испытания нужны абитуриенту для получения очередной степени – духовной ступени, нас в данном случае не устроит. Ведь это объяснение подразумевает всю жизнь человека, а мы говорим о временном промежутке от «лех леха меарцеха…» (12:1) до «лех леха эль эрец Мориа…» (22:2). И, конечно, испытания Авраґама, как и его жизнь, не завершились закланием (связыванием) Ицхака. Вспомните хотя бы бесплодие Ривки и Ицхака или отсылание детей Ктуры.
Тогда в чем смысл этих десяти, выделенных мудрецами испытаний? Ответ рава Ґоровица – «Шла ґаКадош» неочевиден – исправление промаха первого человека. Объяснение этого ответа мой учитель рав Менахем Шварц начинает с мидрашаша: «хотел Вс-вышний создать Авраґама прежде адама (первого человека), но увидев возможность промаха, решил, что без Авраґама некому будет исправлять» («Мидраш раба»). Я предлагаю предварить объяснение сюжетных поворотов двух глав «Лех леха» и «Ва-йера» намеком-гематрией, на которую обращает внимание «Шла ґаКадош»: Лот=Адам=45.
Итак, «действующие лица и исполнители»:
В роли первого человека – Лот
В роли Хавы – Ґагар
В роли Змея – фараон
В роли Эденского сада – Эрец Кнаан
Понятно, что речь идет о функциях, а не о повторении.
Три основных составляющих (причины) любых преступления – зависть, вожделение, власть. Хава дает запретный плод адаму, не желая его женитьбы на другой после своей смерти (результат вкушения запретного плода, однако). Сарай исправляет это, давая Ґагар в жены Авраму!
Исправление зависти, однако.
Вожделенность запретного плода – «таава ґу лаэйнаим» (3:6) исправляется посредством нахождения Сарай у фараона. Принципиальная деталь – между ними не было даже касания, в отличие от произошедшего в Эденском саду: «И сказала женщина змею: сказал Элоким не ешьте от него и не касайтесь его» (3:2-3).
Еще одна любопытная деталь – Ґагар уходит от Змея-фараона к Авраґаму. В «первой серии» женское начало оказывается «под крылом» Змея, и потому женщина получает имя Хава (хивия-змей по-арамейски). Хотя она «мать всего живого» (3:20) и должна была называться Хая (живая).
Исправление стремления к власти, контролю: «будете как Элоким, связанные с добром и злом» (3:6) совершается в начале главы «Хайей Сара», когда Авраґам «униженно» кланяется «ам ґаарец», приземленным «пиплам».
И наконец, главное исправление, объясняющее характеристику Аврама – гой гадоль: «и сделаю тебя человеком великим» (12:2) – связывание Ицхака на жертвеннике. «Акедат Ицхак» – абсолютное убирание своего эго Авраґамом – исправление категории мальхут, замыкание круга от «лех леха» к «лех леха» (из завершения главы «Ва-йера»).
В качестве домашнего задания: поищите еще детали – параллели промаха и событий из трех недельных разделов «Авраґама». Что таковые вовсе не все «перечислены» – отделение (изгнание) от Лота и Ґагари параллельно изгнанию из «рая» адама и Хавы, «неслыханный» и «невиданный» голод в Стране Израиля параллельны запрету вкушать плод, соединяющий Добро и Зло.