Шлах
Духовный уровень Эрец Исраэль
Как известно, все предписанное Торой определяется, как Добро, а запрещенное – как Зло. Отсюда вопрос к сказанному в недельной главе «Шлах» (13:1): «Пошли себе разведчиков…». РаШИ объясняет: «себе – на твое усмотрение». В продолжении РаШИ дает ссылку на слова Моше из Пятой Книги (1:22): «и приблизились ко мне вы все и сказали: «Пошлем людей перед нами и разведают [раскопают] нам Cтрану…». По мнению РаШИ «вы все» – без порядка, толпой. До сих – пшат. Для перехода на уровень внутреннего мира человека (сод[1]) используем определение рава Ашлага духовного уровня человека, называемого Эрец Исраэль.
Находиться на уровне мироощущения – Страна Израиля – это чувствовать, что находишься постоянно (!) под пристальным взглядом Творца: «Страна, в которой глаза Вс-вышнего Вс-сильного твоего, в которой от рэйшит года до ахарит года» (Дварим, 11:12). Попытка подняться на этот высочайший духовный уровень вызывает реакцию «тела» – инстинктов и разума (уровень нефеш), как при всякой попытке духовного продвижения. Отсюда сверхважность уроков «промаха разведчиков».
Любая попытка духовного движения (подъема) вызывает законный вопрос нашего эгоцентризма (желания получить): «а шо я буду с этого иметь?». Посылка разведчиков – это желание «тела» разведать, а как ему будет «там»? («Здесь вам не тут»!). Разумность подъема – миньян разведчиков – интеллектуальная разведка тамошнего. Только двое – Калев (куло лев – весь сердце) и обращенный в будущее Избавление («юд-ґошеа») Йеґошуа предлагают «положиться» на Вс-вышнего. Мнение остальных – «страна, поедающая сидящих в ней»[2].
Десять разведчиков (уровень нефеш) озвучивают разумное возражение: «Ты самый умный? Тебе больше всех надо?». Ответ: «Нет, не самый, но нужно больше всех!». Мы вышли на единственно возможный алгоритм духовного движения – «вера выше разума – эмуна лемаала ми-даат». Урок Калева и Йеґошуа – подъем возможен только вопреки разуму – чувством (сердцем – ор хасадим) и верой в будущее (ор макиф).