Начало недельной главы довольно привычно: "Зе аДавар
аШем..." - это то, что приказал Всевышний (Бемидбар 30:2). Раши
подчеркивает, что "это”, о котором говорит Моше Рабейну, акцентирует
точность передачи информации. Пророки бывают разных уровней и основное
различие между ними - это четкость передачи информации.
Обычно пророки предваряют свое пророчество словами
"Ко аДавар аШем", что означает "приблизительно или более-менее это
приказал Всевышний”. Качественное отличие Моше от всех остальных
пророков заключается в его способности абсолютно точно передать
информацию. Именно поэтому Моше, в отличие от других пророков, начинает
пророчество со слов "Зе аДавар аШем...". Сфат Эмет задает такой вопрос:
если качественное отличие Торы от других книг пророков строится на
уровне пророческого дара Моше, почему некоторые изречения Моше
начинаются со слов "Ко” – "приблизительно”?
Сфат Эмет отвечает: некоторые вещи невозможно четко
обьяснить, частично из-за того языка которым мы пользуемся, частично
из-за параметров физического мира в котором мы живём. О некоторых вещах
можно говорить только с помощью историй, аллегорий и метафор. Мы можем
рассказывать о них истории, более или менее приближаясь к сути этих
вещей, но никогда не достигая чётких определений. То есть существует
область знания, которая описывается через "Ко", а есть вещи которые
могут быть определены даже через уровень "Зе".
Самое интересное, что те вещи, которым так тяжело
дать определение, это те самые вещи, к которым мы привыкли больше всего.
Весь мир, в котором мы живем, попадает в категорию вещей, которые можно
определить только очень приблизительно. Олам аЗе - этот мир, эти слова
на иврите содержат эту неопределенность.
Слово олам (мир) – это однокоренное слово с хе'елейм
(скрытый), а слово аЗе – это, конечно же, определенность. Эта
парадоксальная смесь скрытого и явного и делает наш мир уникальным. В
отличие от других вариантов реальности, в этом мире есть возможность
отбросить скрытое и увидеть зе - явное. Динамика этого процесса заложена
в основание этого мира.
Зоар говорит, что в описании процесса творения ("В
начале сотворил Б-г небо и землю, а земля была пустотой и хаосом, и тьма
нависла над бездной") эти два предложения в тексте идут не в
хронологическом порядке. То есть хаос и пустота это не результат
творения, а точка старта. Хаос является одним из начальных элементов
мироздания, и по ходу истории присутствие и влияние хаоса в этом мире
должно было уменьшаться.
Тот же самый процесс трансформации хаоса, конечно же в
сильно смягченном варианте, происходит каждую неделю. Шесть дней
недели предшествующие Шаббату - это отблеск Олам аЗе (размытого
восприятия реальности), а сам Шаббат - конечно же возможность ощутить
вкус Олам аБа (будущего мира) (Брахот 57-Б). Очень важно помнить, что в
самой Торе Шаббат всегда упоминается в связке, и в каком-то смысле в
результате шести дней недели, предшествующих ему. Невозможно прийти к
ясности и четкости не пройдя стадию хаоса и неопределенности. И пытаясь
достигнуть уровня Шаббата, минуя шесть рабочих дней можно потерять и то,
и другое.
р. И. Гладштейн
|