Ки Теце 5772.
Преемственность – залог вечности.
«Посылая, отошли мать,
а птенцов возьми себе,
чтобы стало лучше тебе
и продлились дни твои»
Дварим 22:7
Рав Лунчиц начинает свой комментарий с идентичности награды, следующей за уважение к отцу и матери (глава «Ва-этханан» 5:16) и за мицву «отсылания из гнезда», а, следовательно, и связи между ними.
Собственно, ответ на вопрос о связи между двумя мицвот. Рав Лунчиц начинает… с третьей мицвы. Всегда соседствующей с законом об уважении к родителям. Эта мицва – шабат. И так же, как соблюдение шабата прямое свидетельство о Творении, о Начале, так и забота о родителях, это признание своего начала, причины собственного существования.
Важность подобной иерархии, восходящей к Первопричине, трудно переоценить. Достаточно только вспомнить зловреднейшее из придуманных человеком слов – прогресс. Постоянное восхождение человечества на все более высокие вершины совершенства, и, как следствие, отсутствие надобности в Начале. Воинственное безбожие начинается с утверждения о непонятности, далекости Начала и его возможном… отсутствии!
Уважение, проявленное к инстинктивной, на уровне животных, связи «отцов и детей» -отсылание матери перед овладением птенцами-, тем более, учит важности связи поколений у людей. И ключевое слово «продлились». Именно преемственность поколений, традиции, есть залог вечности, той награды, ради которой и был придуман наш мир. Три мицвы – шабат, уважение к родителям и отсылание птицы из гнезда, идентичны по одной характеристике – воспитание в человеке серьезного отношения к бывшему.
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: