Бе-рейшит
Без тавтологии
«И сформировал Вс-вышний, Вс-сильный
человека – почву из земли, и вдохнул в его ноздри
душу жизни, и стал человек душою живою»
(Бе-рейшит, 2:7)
Раби Йонатан Айбешютц и раби Ханох Ґених, автор комментария «Ган раве – напоенный сад», несмотря на двести лет их разделяющие (начало восемнадцатого и двадцатого столетия соответственно) задаются одним и тем же вопросом: отчего Пятикнижие «повторяет» сказанное? Ведь если «почву», то понятно «из земли», а если «душу (нешама) жизни», то «и стал душою (нефеш) живою»?! Понятно, что тавтологии в Торе не бывает, а значит речь идет о существенных отличиях (от животных), вложенных в человека.
РаШИ так объясняет удвоение буквы юд в глаголе «сформировал» – вайицер-וייצר: у человека две формы – одна для этого мира, а другая – для оживления из мертвых. У животных – лишь одна. Оба комментария, которые мы приведем, будут говорить о выделенности человека из мира животных, из Природы. Начнем с «почвы из земли».
Рав Айбешютц подчеркивает, что животные были сформированы из земли (материи), а почва к ним отношения не имеет. По его мнению, афар-עפר намекает на субстанцию, предшествующую Творению нашего материального мира. Принципиальная особенность почвы – потенциал. Потенциальность присуща всей земле, но почве особенно. Не случайно РаШИ упоминает «жертвенник из земли» из Мишкана и «всю землю» использованную для формирования человека, в отличие от животных, сделанных каждое из своей части «материи».
По мнению раби Айбешютца почва-афар намекает на изначальность материальной субстанции, использованной для формирования человека. «Эвен Ґаштия» – основа Мироздания (Храмовая скала – гора Мория) созданы из того же материала. (Сравните с «землей жертвенника» и «всей землей» у РаШИ). Раби Йонатан говорит, что афар-почва обеспечивает вечность человеческого тела(!) именно в силу того, что предшествует Творению, как таковому. (И снова сравните РаШИ: «два тела»).
Раби Ханох Ґених в своем объяснении не идентичности «души жизни» и «живой души» основывается на переводе Онкелоса: нефеш хая-живая душа – разговаривающая душа. О божественности человеческой речи мы говорили уже не раз. Но автор «Ган раве» останавливается на неавтоматизме передачи этого воистину божественного качества от родителей к ребенку. Несомненное соучастие родителей в рождении нового человека, так безапелляционно сформулированное «матерью всего живого» – Хавой: «Приобрела я человека со Вс-вышним» (4:1) вовсе не превращает Творца в «одноразового» Создателя. Вс-вышний, по мнению раби Ханоха Ґениха, не просто создал у человека, как у любого животного, механизм репродукции и теперь «не вмешивается» в процесс появления следующих поколений (именно таким «одноразовым» Творцом воображал себе Создателя фараон и все его духовные наследники – «верующие» по форме Балака/Бильама). Ведь при всем уважении к ДНК «и прочим» хромосомам – способность говорить не передается по наследству! Эту способность Вс-сильный «вдыхает в ноздри» каждого новорожденного персонально!
Конечно, для развития речи необходимо человеческое окружение. Но не случайно, по еврейскому Закону, глухонемые не считаются «полностью живыми». Каждый квант времени, создавая Мир и нашу с вами субъективную реальность Вс-вышний создает и человеческую божественность (уподобление) – способность разговаривать!
И комментарии раби Айбешютца и раби Ханоха Ґениха, и конечно РаШИ позволяют увидеть в формировании человека – наделение нас с вами свободой выбора, т.е. ответственностью за свои поступки (слова)!
«Чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы!»