Масаэй
Стоянки и странствия
Как нам хорошо известно, четвертая книга повествует о нашем путешествии через пустыню жизни. Из дня рождения в день смерти. Назначение этого движения во времени – воспитание, иначе – лишение иллюзий. РаШИ и мудрецы насчитывают 42 отрезка жизненного пути из мира материального (шесть) в мир духовный (семь). Но Тора говорит о сорока двух остановках в Пустыне, а, следовательно, вояжей только сорок один?!
Объясняет (?) РаШИ в заключении книги «Шмот», что остановки засчитываются за походы. Савраньский ребе со ссылкой на Бааль Шем Това говорит, что прекращение духовного движения – ровно такое же испытание, как и сам круиз. И ощущая себя «недвижимым» и духовно заброшенным, мы, на самом деле, учим урок «душевного спуска». Он не менее важен, чем подъем. А, следовательно, шесть умноженное на семь дает в результате план наших занятий в школе Жизни.
Сказав о движении, называемом жизнь, нельзя не упомянуть о главных препятствиях нашего турне по этому миру. «А если не наследуете жителей Страны перед вами и станут [те], которых оставите – иголками в глазах ваших, а колючками в боках ваших, и будут теснить вас на Земле, на которой вы живете» (33:55).
Намек на три узких недели «теснить – цареру» очевиден, но «иголки в глазах»?! Объясняет учитель, а затем ученик РаМХаЛя – рав Моше Давид Вали: иллюзии, с которыми мы не расстались (проживающие в нашем сознании), не дают увидеть пустоту пустыни материальных ценностей. А миражи обладания превращают наш вояж в фантазию на свободные темы.