Попробуем коснуться одного из самых трагических эпизодов в Пятикнижии — эпизода создания Золотого тельца, который для вышедших из Египта должен был заменить Моше рабейну, поднявшегося на гору к Всевышнему:
«Встань, сделай нам Источник всех сил, который пойдёт перед нами, ибо сей муж Моше, который вывел нас из страны Египетской, — не знаем, что с ним случилось.» (Шмот, 32:1.)
Неверная оценка роли Моше как сопричины привязанности Творца к еврейскому народу привела к реализации желания иметь постоянно ощутимую связь с Всевышним. Даже выбор металла — золото — недвусмысленно указывает на претензию на вечную сохранность этой привязанности, которую не смог обеспечить (по мнению создателей тельца) даже самый великий из евреев.
Именно бренность человеческой оболочки заставляет евреев искать наиболее константную, неизменную форму. О быке мудрецы говорят: «Однодневный бык - уже бык». Попытка остановить - пусть даже на самом верху (как им казалось) - динамику развития отношений между еврейским народом и Всевышним привела лишь к установлению духовного потолка, которым и явился Золотой телец. Отсюда необходимость его уничтожения во всех поколениях и воцарения для каждого еврея главнейшего принципа: «В наших отношениях с Творцом не существует достаточного».