Мишпатим
Пять уровней ущерба
«Глаз вместо глаза, зуб вместо зуба,
рука вместо руки, нога вместо ноги»
(Шмот, 21:24)
Мы уже не раз обсуждали ставшее идиомой» «глаз вместо глаза»[1]. Вслед за мудрецами (Трактат «Бава кама», 83:2) обсудим пять составляющих общего вреда, нанесенного обидчиком. Ущерб, страдания, лечение, больничный лист и стыд – незек, цаар, рефуа, шевет, буша – число пять наводит на мысль о Тетраграмматоне. Уже почти по привычке запараллелим эти составляющие уровням мальхут, зеир анпин, бина, хохма и кетэр.
Кетэр |
Замысел |
Стыд |
Хохма |
Идея |
Сидение (на больничном) |
Бина |
Теория |
Лечение |
Зеир анпин |
Компромисс |
Страдания |
Мальхут |
Осуществление |
Ущерб |
Во-первых (основа, мальхут) – незек ущерб. Оценка рыночной стоимости поврежденного органа. Разница в цене на рынке рабов между обычным рабом и таким же, но кривым, например. Речь идет о чисто материальном, а следовательно, минимальном возмещении. Уже на уровне причиненных пострадавшему страданий (уровень зеир анпин) мы начнем говорить о материально-духовном вреде. Ведь согласитесь, оценить причиненную боль только деньгами – невозможно. С этого уровня – зеир анпин – компромисс начинается процесс духовного возмещения.
Следующий уровень – лечение – подразумевает квалифицированную (бина – знания, опыт) медицинскую помощь и восстановление (максимально возможное) физического совершенства – частичное возмещение морального ущерба!
Два заключительных уровня – кетэр и хохма жестко связаны. На первый взгляд непонятно – стыд и больничный? Но только на первый. Хохма – это наше восприятие (абсорбция) божественного Замысла – кетэра. А стыд (несоответствие) причиненный обидчиком – искажение образа и подобия(!) подразумевает далеко не только материальное возмещение, но, и это главное, заслуженное прощение. «Делающий мир в Своих Высях– осе шалом бимромав».
Физическое проявление стыда – несоответствие идеалу доставленного носителем ущерба – ограничение (физическое) божественного человека – коим и является больничный лист – прикованность к месту.
И конечно, Замысел Создателя включает восстановление мира между обидчиком и пострадавшим путем заслуживания прощения (комментарий Маґараля). Потому на вершине стыд, испытанный пострадавшим – и убирание вреда через просьбу о прощении, помимо щедрого возмещения материально-морального ущерба.
«Он сделает мир для нас и для всего Израиля»
Амейн.
[1] Смотри, например, «Путешествие по недельным главам» в главе «Мишпатим»