Шлах – Корах
Корах и разведчики
Вопрос связи
Связь между двумя столь различными трагедиями постулирует … Тора. Мудрецы сделали главы «Шлах» и «Корах» соседними. И вопрос, с которого мы начнем, возникает у меня каждый год – но как высочайшие люди в поколении Моше Рабейну могли??! В особенности, если учесть «хасидский» комментарий о самопожертвовании десяти разведчиков, отдавших жизни за полноту эмбрионального периода (40 лет!) Израиля[1].
Объясняя «подобное подобным», вспомним о самопожертвовании Моше и Аґарона (комментарий «Жертвоприношение Моше и Аґарона» в недельной главе «Хукат» из «Путешествия по недельным главам»). При всем «кощунстве» сравнения разведчиков с Моше Рабейну и Аґароном Коґеном, подобие наличествует – и в том, и в другом случае «хотели, как лучше»?! Так чем же отличается ошибка Моше и Аґарона от промаха разведчиков? Рав Йихиэль Вайнберг цитирует мидраш из Зоґара: «все [разведчики] были людьми заслуженными и главы Израиля, но приняли неправильное решение, т.к. сказали себе: если войдет Израиль в Страну, то лишат нас главенства, и назначит Моше других глав. Стали мы главами в пустыне, а в Стране не будем достойны». И так как пошли за этой идеей они, все, кто ее послушались, умерли».
Неужели мелкое себялюбие?! Конечно! Настолько мелкое, что ускользнуло от внимания их самих! Вспомним основную идею урока «Бросая вызов небесам» из темы «Техника безопасности обращения с текстом Торы» («Учеба. 1 год»). Наличие даже тени личной заинтересованности, когда праведник вступает в спор с Небесами – смерти подобно. Очень интересно сравнить с комментарием РаШИ о том, что, отдавая жизнь ради выделения имени Создателя (кидуш ґаШем), следует не рассчитывать на чудо.