Реэ
Когда праведники бессильны
«Давая, дай ему...»
Дварим 15:10
Эта история внутри истории произошла, когда раби Зюся был ещё никому неизвестным, нищим евреем, посвящавшим всё своё время молитве и учёбе. Но, впрочем, начнём по порядку.
Однажды в дом раби Хаима из Цанза зашёл молодой аврех (еврей, посвятивший себя изначально изучению Торы), одетый в лохмотья. Не говоря ни слова, он подошёл к столу, на котором стояли только что принесённые свежие буханки хлеба и стал собирать их в свою торбу, не обращая внимания на всех уважаемых хасидов, сидевших вместе с ребе Хаимом за столом. Нищий уже повернулся, чтобы уйти, когда прозвучал вопрос раби Хаима из Цанза:
«Отчего ты решил забрать хлеб, приготовленный для сидящих здесь людей?»
С неподдельной горечью и неприкрытой злостью ответил аврех: «Вот все эти люди сидят здесь днями и ночами, едят и пьют, и раби не говорит им ничего. А я пришёл единственный раз, и раби должен был увидеть, что я делаю. Поверьте, что я пришёл не из удовольствия!» Молодой человек повернулся, вышел и больше его там не видели.
Огорчился раби Хаим нанесённой нищему невольной обидой, тут же послал своего шамеса отыскать и привести его. Когда молодой человек оказался вновь рядом с ним, оказал ребе ему величайшее уважение: посадил во главе стола, заслужил его прощение и одарил его тридцатью золотыми. Сын раби Хаима спросил: «Отчего уважаемый отец и учитель дал нищему такую огромную сумму, ведь и один золотой был бы достаточен, чтобы его обрадовать, а вокруг множество нуждающихся не меньше его?!» В ответ раби Хаим из Цанза рассказал сыну следующую историю.
Как известно, раби Зюся был горчайшим бедняком и исполнял свои обязанности перед Всевышним с удивительной цельностью и полнотой. В его местечке жил один еврей, известный своим удивительным гостеприимством. Не раз и не два этот замечательный еврей и его не менее праведная жена спасали Зюсю буквально от голодной смерти.
Их дела в результате пошли в гору, и когда они задались вопросом «отчего?», то пришли к единодушному выводу, что именно их помощь нищему простому еврею Зюсе была причиной изобилия Небес, на них снизошедшего. И решили они взять на себя все заботы об этом еврее, поселив его у себя в доме. С этого дня их доходы умножились, несмотря на то, что они отдавали беднякам львиную долю заработанного.
Ситуация эта не вызвала сочувствия у обвинителя (сатана), и решил сатан, с позволения Небесного Суда, попытаться разрушить идиллию. Придя к гостеприимным хозяевам раби Зюси под видом главы йешивы из города Броды, позволил себе сатан, он же – почтеннейший из евреев, выразить недоумение столь странной заботой о простом еврее. «Не было бы столь разумнее, - выразил он своё сомнение, - позаботиться не о еврее-простаке, а о великом учёном муже (имея в виду себя, конечно), и тем самым заслужить на Небесах ещё большую награду?» Хозяева согласились с доводами «гостя».
Выразив Зюсе в самых вежливых выражениях своё желание помочь другому еврею, лишили они его своего гостеприимства.
Раби Зюся, взяв свой посох и котомку, отправился странствовать по Украине, понемногу приобретая известность и становясь ребе. А незадачливая супружеская пара довольно быстро обнаружила, что «госпожа удача» им больше не светит.
Произведя несложный арифметический расчёт, муж отправился за «брахой» к ребе Зюсе, ставшем к тому времени известнейшим цадиком.
Выслушав просьбы своего бывшего хозяина, Зюся ответил, что ничем помочь не может, поскольку, пока уважаемый еврей не разделял евреев на более и менее заслуживающих помощи, помощь ему Небес была бесперебойной. Теперь же на Небесах решили (мера за меру), что есть на Земле люди более достойные изобилия и удачи!
Контрольный вопрос: какова мораль сей не басни?