Бе-мидбар
Весь народ – армия
«От двадцати лет и старше
все военнообязанные в
Израиле»
Бе-мидбар, 1:3
Закон о воинской повинности на первый взгляд не поражает философской глубиной. Чего ж тут не понять – вокруг отнюдь не юдофилы и для раскрытия Всевышнего необходимы наши усилия.
Но, как и всегда, не обращая внимания на «первый взгляд» заметим необычную деталь – отсутствие верхней планки. Во все времена при любых обстоятельствах (даже в советском ополчении!) были границы, и глубоких стариков в армию не брали. Объяснение исключительности еврейского подхода даёт рав Бен-Цион Фирер.
Если бы Тора разделила народ на пригодных и непригодных к военному ремеслу, то могла бы создаться ситуация, где военспецы почувствовали бы, что-то от состояния «моя сила и крепость моей руки» (Дварим, 8:17). Но если вместо профессиональной армии, весь народ - армия, то оказывается, что военное искусство лишь необходимая часть жизни народа. Вся армия в таком случае состоит из резервистов, ведущих нормальный образ жизни, хотя и безусловно готовых по первому зову взяться за оружие.
Моше было приказано исчислить военнообязанных на случай необходимости, а не создавать возрастной пласт военспецов. Ведь, если в числе военнообязанных будут все «старше двадцати лет», то удастся избежать ситуации, где вся молодежь – солдаты. И когда солдаты все, то размываются границы между чисто военным и гражданским – все занимаются всем!
Наоборот, для работы в Мишкане, определила Тора жёсткие рамки: «от тридцати лет и старше и до пятидесяти лет» (Ба-мидбар, 4:1-3). У левитов не существует опасности излишней военизации, в силу их постоянной близости (физической!) к Источнику Всех Сил. И тем самым они избегают острых, военных ощущений типа: я смог, я достиг, Всевышний даровал мне.
Резюмируя, можно вспомнить книгу «Судей», в которой победы евреев достигаются «не числом и умением», а верой во Всевышнего и беспрекословным исполнением Его приказов. И всякая попытка победить «своими силами» (как например, у Бар Кохбы) заканчивается однозначно, именно в силу непреложности закона, декларируемого здесь – война и военное дело не для избранных и является частью той жизни, все сферы которой строятся через Тору.
Виленский Гаон добавляет к вышесказанному следующую деталь: «В этом исчислении участвовали только те, кто отвечали двум требованиям: «от двадцати и старше» и «военнообязанные», то есть не включая больных, увечных и попавших в плен старческого бессилия. Но совершенно чудесным образом не нашлись такие среди евреев!
Все больные исцелились, увечные избавились от увечий, а дряхлые обрели энергию во время Дарования Торы. Как сказано у мудрецов в Мидраш Танхума, Йитро, 8.