Йитро
Значение деталей
«И услышал Йитро, коґэн Мидьяна, все,
что сделал Вс-сильный для Моше и для
Израиля, народа своего, что вывел Вс-вышний
Исраэль из Египта. И взял Йитро, тесть Моше,
Ципору, жену Моше, после отсылания ее»
(Шмот, 18:1-2)
Два вопроса, касающиеся деталей. Отчего категория Суда – имя Вс-сильный используется по отношению к Моше с Израилем, а для самого Исраэля – четырехбуквенное (милосердие)? И в чем смысл уточнения «после отсылания ее»? Ответ на них связан с возможным коґэнством нашего Учителя.
Дело в том, что связь народа Израиля с Моше, говорит мидраш, была недостаточно полной (смотри комментарий к «И поверили во Вс-вышнего и его работника Моше» в теме «Знакомьтесь – еврейство», часть II, Учеба I год). Как результат, категория Суда и невозможность для Моше стать коґэном.
Но отсутствие принадлежности Моше к коґэнскому сословию, позволяет Йитро вернуть Ципору, получившую гет – развод, для повторного брака. (Говорит мидраш, что, не желая прибавления к числу еврейских рабов в Египте, Моше Рабэйну отсылает Ципору с сыновьями к Йитро. А дабы предотвратить соломенное вдовство – дает ей гет – развод).
Таким образом, обе детали говорят об одном и том же обстоятельстве – неадекватности видения Израилем функции Моше и, как следствие, неполучение нашим Учителем статуса коґэна.