Бешалах
«Убоявшиеся Всевышнего» - египетский вариант
«И взял шестьсот колесниц и все повозки Египта, и третий (воин) на всех»
Шмот, 14:7
Естественно, что РаШИ тут же задаётся вопросом – «кого запрягли в колесницы?». Смысл вопроса очевиден. Казнь под «кодовым названием» Град не оставила в живых домашних животных,.. кроме тех, чью хозяева «убоялись Всевышнего» и Его казни и заблаговременно увели животных с пастбищ! И именно они были источником тягловой силы для колесниц фараона.
Отсюда раби Шим’он делает далеко идущий вывод: «Кашерного из египтян – убей; хорошего из змеев – размозжи его мозг!»
Рав Хаим Зоненфельд задаёт вопрос: «Простите, из чего следует столь безапелляционный вывод?! Ведь мы знаем, что во все времена «на военные нужды» обирали простой люд, вовсе не спрашивая на то их согласия!»
Ответ рава Зоненфельда не менее оригинален, чем его вопрос. Как известно, фараон погнался за евреями лишь на третий день и догнал их за минимальное время. Сколько, по-вашему, потребовалось бы времени, если бы нужно было отбирать скот вопреки воле хозяев по всей империи?? Отсюда напрашивающийся вывод – страх перед Создателем не может преодолеть египетский эгоизм, и «убоявшиеся Всевышнего» сами, без всякого принуждения, с превеликой охотой и скоростью привели к фараону свой скот.
Мораль: самый лучший из врагов - самый «вражеский враг», а вовсе не партнёр в переговорах.