Цав
Без предохранителей
"Прикажи Аґарону"
(Ва-йикра, 6:2)
Приказная форма только для ускорения [действия].
Сказал раби Шимон, что необходимо написанному
[Торе] поторопить в месте, где недостаток кармана
(РаШИ к Ва-йикра, 6:2)
В оригинале слово «карман» – кис – имеет дополнительное значение – «сокрытие, предохраняющая завеса». Исходя из этого, дополнительного смысла, есть возможность понять сказанное РаШИ следующим способом. Все пять человеческих чувств обладают своего рода защитной системой. Руку можно не протянуть, нос заткнуть, глаза зажмурить, рот не открывать (самое для еврея невыносимое), в уши воткнуть пальцы (за неимением иных затычек). И лишь человеческие мысли не снабжены «предохранителем»:
«Эскадрон моих мыслей шальных...
Вы аллюром несётесь
И не признаёте узды…»
Их важность неоспорима: «Плохая мысль (по своим последствиям) хуже плохого поступка», – говорят мудрецы. И корбан ола, о котором в форме приказа сообщает через Моше Всевышний, связан как раз с исправлением (точнее, как мы сейчас увидим, с уничтожением) дурных мыслей. Книга «Зоґар» высказывается об этом весьма недвусмысленно: «Когда появляется в сознании человека дурная мысль – обязан он уничтожить её мгновенно и сжечь на жертвеннике Торы и мицвот».И наша задача в этом комментарии – перевести общие слова об опасности и необходимой поспешности в плоскость конкретных рецептов борьбы со Злом на уровне сознания.
Поспешность явно необходима именно вследствие удивительной свободы присущей нашему ассоциативному мышлению. Любая мысль способна стать своего рода детонатором такого фантастического взрыва (точнее – взрыва фантазии)!
Во-первых, отменим своё авторство на мысли. Более конкретно – появление у человека плохой мысли ещё не делает человека дурным. Если нам удаётся, мгновенно реагируя, избавиться от дурной мысли, и мы, регулярно подобным же образом реагируя, способны обнаружить, что причиной появления дурных мыслей, возможно было… выработать у нас «рефлекс» их мгновенного изгнания.
А во-вторых – конкретный рецепт (в нескольких вариантах). Плохую мысль можно раздавить, при этом, представляя себе её как гадюку (или по Грину: «как в дровяном сарае погасить, торопятся горящую спичку»). Мне лично всегда помогала картинка из «Кавказской пленницы», где картинно-толстый
Моргунов носками ботинок давил сигареты, обучая джигитов модному танцу твист. Собственно вышеперечисленные и подобные им рецепты используют основную, определённую РаШИ, особенность мышления – отсутствие защитного механизма. Именно потому поспешность атаки – залог её успешности. И, в силу вышесказанного, образы, способные помочь, должны быть в обязательном порядке требующими незамедлительности (гадюка, спичка…)!