Хаей Сара
Обворовывание себя
«И встало поле Эфрона»
(Бе-рейшит, 23:17)
РаШИ объясняет странное выражение «встало поле» не очень понятно: «возрождение (ткума – тот же корень, что и вставать – лякум) было у него (у поля), т.к. ушло от простолюдина к царю».
«Ор ґаХаим» ґа-кадош (к пасуку 9) приводит мудрецов, сказавших: «видел Эфрон в пещере всегда лишь тьму и страх». Уровень же праотца Авраґама раскрыл это место, как «Пещеру Махпела». Основной вывод: простоватость в подходе к Торе и к миру чревата повторением «подвига» Эфрона – получением временной (иллюзорной), кажущейся выгоды (400 шекелей серебра) и… утратой вечности.
Царственность подхода Авраґама – щедрость в приобретении духовных ценностей, дает в результате «возрождение поля[1]» – раскрытие духовной сути материи – вечность!
[1] Поле – символ внешнего, среда обитания Эйсава, «человека поля».