Матот
«Тоже, со Всевышним»
«И подошли они к нему (Моше), и сказали: овечьи загоны построим
мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы
первыми вооружимся и пойдём перед сынами Израиля покуда не
приведём их в местах их»
Ба-мидбар, 32:16-17
Ну вот наконец и разрешилась благополучно недоразумение с ветвями Гада, Реувена и Менаше. И Моше, признавая кошерность их выбора, должен был их благословить, как и полагается в хеппиэндах. Вот только Моше-Рабейну неожиданно строг или быть может излишне недоверчив:
«Если же не сделаете так, то промах Ваш перед Всевышним и постигнет Вас промах Ваш, так что узнаете Вы [за что]».
Такая немягкость Моше, объясняет рав Хаим Зоненфельд, связана с отсутствием «упоминания всуе» Творца в заявлении Гада, Реувена и Менаше, процитированном нами. На их ошибку и указывает Моше, упоминая Всевышнего в своём ответе шесть раз!
Осознав, что все их обещания «без Создателя» недорого стоят, они тут же поправляются»:
«И сказали сыны Гада и сыны Реувена Моше говоря: «Слуги твои сделают как приказал Господь… А слуги твои пойдут в авангарде войска перед Всевышним на войну как господин наш (он, а не они!) говорил».
Мораль: даже взваливая на себя мицву, не следует забывать о том, что она не твоя, а Его!