Хаей Сара
Симметрия отношений
«И Авраґам пришел в старость
со всеми своими днями, и Вс-вышний
благословил Авраґама во всем»
(Бе-рейшит, 24:1)
Савраньский ребе начинает свой комментарий с «излишности» допущенной Пятикнижием в процитированном пасуке. Вместо второго упоминания имени нашего праотца, можно было бы ограничиться суффиксом «его – бирхо баколь» - одна буква, вместо целого имени. Но это предложение выражает симметрию отношений первой и второй части пасука, их взаимозаменяемость.
Включенность всех дней жизни Авраґама, отсутствие иерархии в днях его жизни – удачных более или менее – и есть браха-благословенность. А значит, в отношениях Авраґам – Создатель явно превалирует (кто-бы сомневался!) Замысел над исполнителем, реализатором! Но есть возможность обратного прочтения – симметрия! Авраґам видит во всех днях своей жизни направляющую руку Творца, а, следовательно (он причина!), превращает все дни своей жизни – более или менее удачные – в божественные!
Для апологетики данной концепции обратим внимание на хронологию. Когда, в какой период жизни первого из праотцев звучит эта фраза о совершенстве жизни Авраґама?
После похорон Сары и перед сватовством Ицхака! Безутешный вдовец, чей сын-продолжатель не имеет достойной пары в этом мире – не самый удачный момент для радостной фотографии, не правда ли? Но в том-то и величие величайшего реализатора идеи хеседа Вс-вышнего в этом мире, что во всем происходящем, субъективно хорошем и наоборот, Авраґам-авину видит Его Замысел – а это и есть браха-благословенность! Т.е. своим отношением к происходящему с ним, Авраґам «включает» - оживляет все дни жизни своей!
Обратим внимание читателя на то, что данная концепция в корне противоречит популярной сегодня доктрине позитивного мышления: «думай хорошо – будет хорошо!», нацеленной на результативность (субъективную!!) жизни индивидуума. Мне лично этот тезис чужой работы (да, да!) напоминает фразу Жванецкого: «Он так напряженно думал о жареной колбасе, что вокруг стали собираться собаки!».
Правильной, по моему скромному мнению, будет следующая трактовка: «Думай хорошо и тогда все, что будет – будет в твоих глазах оправдано!».
Субъективность – залог Выбора. А выбор – это выбор отношения к происходящему, само оно – Его прерогатива!