Бе-мидбар
Между химерами и реальностью
Четвёртая книга — самая «сюжетная» (не считая «Бе-решит») из книг Торы. События, в ней упоминаемые, — то, что произошло с еврейским народом после возведения Мишкана (переносного Храма). То есть охватывается период от 1 нисана 2-го года по выходу из Египта и до последней остановки евреев перед переходом через Ярден (Иордан) на 40-й год странствий в пустыне.
Но её значение, как говорят мудрецы, не исчерпывается сюжетом и законами, в ней изложенными. Её название и суть отражает главную задачу, стоящую перед человеком в нашем мире.
Вслед за повествованием о появлении человека (книга «Бе-решит») и еврейского народа (через Исход и Дарование Торы, книга «Шмот»), вслед за определением законов существования еврейского народа (своего рода призыв на действительную службу — книга «И призвал»/»Ва-икра») Тора возвращается к индивидууму, но уже в свете Синайского откровения.
Главная проблема Бытия — невозможность с первого взгляда (а иногда и с последующих) отличить химеры от реальности. И пустыня, давшая заглавие четвёртой части Пятикнижия, — совершенно чистое от человеческих желаний, а следовательно и иллюзий, место. Недаром значение мидбар (пустыня), также как и медабер — говорящий. Способность, уйдя от иллюзий, услышать настоящее, звучащее в Творении слово (желание) Всевышнего, — вот, что дала та пустыня. И три главных препятствия на пути человека к Истине — это кинъа (зависть/ревность), таава (сладострастие) и кавод (честолюбие). Их преодолению и посвящены главные сюжетные повороты книги «Ба-мидбар».