Тэцавэ
Что можно выучить из несказанногоКак правило, разговор на тему недельной главы сводится у нас (ох уж эти рамки!) к разбору одного-двух предложений и одной из заложенных в этих предложениях идей. На сей раз наш комментарий (его автор - Виленский Гаон) будет касаться в Торе ненаписанного. «Опущенное» Пятикнижием – а в данном случае речь идёт о неупоминании в главе «Тецаве» имени нашего учителя Моше, может стать опорой для весьма далеко идущих выводов (если вы Виленский Гаон, конечно).
Дело в том, что эта глава всегда читается в районе 7-го числа последнего зимнего месяца адара. А седьмое число двенадцатого месяца – это день рождения и смерти (они у великих праведников, как мы уже отмечали, совпадают) Моше Рабейну. Так вот, в отличие от других религий, выстроенных на одной персоне, Тора через подобное неупоминание подчёркивает, что её фундамент много шире.
«Здание иудаизма» стоит на Синайском Откровении. И как бы ни был уважаем и почитаем тот или иной еврей (а уж кто более велик, нежели Моше!), не на нём строится еврейская жизнь.
И вместе с упомянутой в Торе неопределимостью (для нас) местонахождения могилы Моше, умалчивание его имени в «его» недельной главе – прямое свидетельство чистейшего монотеизма «без посредников».
У нас в результате появилась возможность ответить на вовсе нетривиальный вопрос: «Отчего в повествовании об Исходе, читаемом в пасхальную ночь, не упомянут Моше Рабейну?»
Разговор об Исходе без определения места Моше, в принципе, беспредметен. И тем не менее, наши мудрецы, записавшие для нас «ґагада шель Песах», пошли на это «неупоминание» ради чистоты еврейской традиции. Подобно Творцу, поместившему в свою Тору слова: «И умер там Моше, раб Всевышнего, и был похоронен… и никто не знает места погребения его до сего дня» (Дварим, 34:5,6), мудрецы, рассказывая об Исходе, говорят только о Всевышнем и Его действиях ради Народа Израиля.
Моше не случайно назван «эвед» – всё, сделанное им, было видимо («прозрачность» Моше!) совершено Создателем. И потому ни в пространстве (место захоронения), ни во времени (день рождения) Моше не занимает собственного места. Его «место» – это «Пятикнижие Моисеево».
А монотеизм в еврейском варианте – «чище не бывает»!