"Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и
исполнять их..." (Ваикра 26:3). Раши спрашивает: зачем нужно два раза
повторять почти одно и то же: "в законах Моих ходить будете" и "и
заповеди Мои соблюдать"? И объясняет, что когда речь идёт об исполнении
законов, то имеются ввиду усилия по изучению Торы, а не соблюдение
заповедей. Но такой ответ порождает массу других вопросов, которые есть
всегда, но уж очень просятся после такого "объяснения".
Почему законы, которые надо глубоко изучать, описаны как "хок” –
заповедь, смысл которой понять невозможно, поскольку он скрыт? И если
под законами подразумевается изучение Торы, то как в этих законах можно
идти? Важно отметить, что это на первый взгляд тривиальное место в Торе
создаёт целый взрыв комментариев. Например, Ор аХаим приводит 42! (да,
да – сорок два) разных варианта интерпретации этих слов. Как же
получается, что в том месте, где Тора подчёркивает важность изучения
Торы, об этом говорится иносказательно, предотвращая возможность
простого и чёткого понимания?
Начнём с вопроса о ходьбе. Ор аХаим указывает на похожий "ход ногами"
у царя Давида: "Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к
свидетельствам Твоим" Теилим 119:59. Что значит "обращал я стопы свои к
свидетельствам Твоим"? Мидраш уточняет: "Давид говорил: Всевышний,
каждый день, обдумав положение вещей, я решаю пойти в определённом
направлении, но мои стопы всегда приводят меня в синагоги и йешивы".
(Ваикра Раба 35:1).
Очень часто этот мидраш понимают следующим образом: У такого царя как
Давид конечно же была масса дел, но так как у него были правильные
привычки, то вместо того чтобы идти по делам, он приходил в синагогу.
Сфат Эмет говорит что нужно понимать этот мидраш таким образом: даже
тогда когда царь Давид шёл по делам, он все равно находился в синагоге.
То есть изучение Торы шло "без отрыва от производства". То есть всё то,
чем он занимался, было для него изучением Торы.
Более того, ходьба подразумевает движение, а о каком движении в
изучении Торы идёт речь? Явно не о гимнастических упражнениях в
перерывах между занятиями. В изучении Торы присутствует множество
уровней глубины. Классическим примеров является разделение пластов Торы
на ПАРДЕС (Пшат, Ремез, Драш и Сод): уровень простого понимания,
намёков, толкований и тайн. То есть, когда от нас требуется "ходить в
законах", то имеется ввиду продвижение от одного уровня к другому - от
поверхностного уровня к тайнам.
Остаётся вопрос: почему обо всем этом не сказать открыто? Ор аХаим
говорит, что процесс углублённого изучения Торы, в результате которого
изучение Торы становится непрерывным, - это глубоко внутренняя вещь.
Слово "хок”, то слово, которое было использовано Tорой в качестве
описания погружения на уровень секретов, это однокоренное слово с
гравировкой. То есть в процессе глубинного изучения Тора становится
высеченой на сердце.
То, что происходит в сердце человека, и соответствующие этому
внутренние изменения могут быть незаметны для посторонних глаз.
Настоящие перманентные перемены очень часто происходят незаметно не
только от окружающих, но и от самого человека, с которым происходят эти
изменения. Очень часто только по прошествии времени человеку открывается
цель и смысл происходивших перемен. По этой причине заповедь об
углублённом изучении Торы дана не на уровне пшата (поверхностного
понимания торы). Ведь те изменения, которые должны произойти, происходят
не на поверхности, а в глубине.
р. И. Гладштейн
|