Мишпатим
Прежде, а затем….
«Если деньгами ссудишь в народе
своем, бедняка с тобой…»
(Шмот, 22:24)
Именно из этих слов выводят мудрецы знаменитое правило – «аниэй ирха кодмим – нищие твоего города прежде» (Трактат «Бава Мециа», 71:1). И на первый взгляд логично, но только на первый. Простите, но это протекционизм, кто ближе к тарелке, тому больше достанется. А как же с отрицанием иерархии? С общим принципом «люби ближнего как себя»? Раби Менахем Мендл из Косова начинает свое объяснение с примера.
Некий гениальный еврейский ученый муж пишет книгу. По завершении понимает, что им написанное, никто не поймет . И тогда добавляет к своей книге предисловие, в котором дает ключи к пониманию текста. Именно так, говорит Менахем Мендл, следует понимать сказанное мудрецами «прежде» – как предисловие. Конечно, давать цдаку нелегко. Отсюда декларированная Торой постепенность (не путать с иерархией!). Научившись давать близким, мы научимся давать вообще! Всякий еврей, отказывающийся давать со ссылкой «нищие моего города прежде» – очевидно не помогает даже близким (ну, разве что родственникам первой категории, и то не всегда). И вновь повторим вслед за раби из Косово – «прежде» лишь начальный период самообучения – давать!
Постепенность – временность иерархии. Конечная цель – стать дающим, отрицающим иерархию. Прежде "бедняка с тобой", чтобы затем "ссудишь в народе своем".