Ваэра
Молчать, даже разговаривая!
«А именем Моим четырёхбуквенным не стал известен им»
Шмот,6:2
Написано в Вавилонском талмуде, трактате Санhедрин (стр.111, первый лист): «Жаль утраченного и ненайденного».
Рассказывают, что почти двести лет тому назад приключилась следующая история. Главы еврейской общины большого города, где знатоков Торы практически не было, уговаривали известнейшего талмид хахама (что в переводе означает: «ученик мудрости», т.е. знаток Торы) переехать в их город и занять раввинское кресло. Основным доводом в пользу этого приглашения было то, что именно их город был местом, где были похоронены знаменитейшие мудрецы – «Таз», «Маген Авраhам» и раби Акива Эйгер. Довод оказался действенным, и тем больше было возмущение раввина, которое он высказал вслух главам общины через короткое время после приезда:
«Зачем вы меня обманули, ведь «Таз» похоронен в Лемберге (Львове), «Маген Авраhам» в Калише, а раби Акива Эйгер – в Познани?»
«Раби, мы вас, упаси Б-же, не обманули. Ведь в Лемберге учат «Турей Заhав», а в Калише – комментарий «Маген Авраhам», а в Познани – респонсы раби Акивы Эйгера, а следовательно, они там не похоронены, - «их губы говорят из могилы». У нас же в городе, где никто не учит их книги, они действительно захоронены!»
Теперь попробуем подступиться к талмуду с помощью автора книги «Шаар бат рабим». «Жаль» тех, чьи мысли, поступки, качества «не находят» продолжателей. Это и есть настоящая «утрата». Сыновья Исраэля, продолжившие Авраhама, Ицхака и Яакова, смогли благодаря этому получить раскрытие Всевышнего на уровне Тетраграмматона, а следовательно, слова Торы, нами процитированные в эпиграфе, имеют очевидно комплиментарный для праотцев смысл. Нашим, более высоким, уровнем мы обязаны лишь тому, что взобрались им на плечи. Подобно ребёнку на параде, который видит больше папы.
Именно теперь возникает вопрос: «Как же можно утверждать, что «молчание – ограда мудрости», и что «Шимон Амсони вначале объяснял Тору, но дойдя до уровня «[перед] Всевышним, Всесильным твоим трепещи» перестал объяснять» (Псахим, 22). А раби Яаков Шимшон из Косова отказался даже произносить слова Торы за столом, а в качестве объяснения своего поведения указал на... кладбище. (Произносимые слова – трата жизненной энергии).
Как мне кажется, «объединением» мнений о несомненной важности продолжения и ... молчания является следующее правило мудрецов: «Говорящий от имени говорившего приводит Геулу в этот мир». Всякий раз, являясь проводником, передающим слова наших мудрецов, мы выполняем сказанное раби Ицхаком из Ворки: «Еврей – тот, кто умеет молчать, даже разговаривая».
Вместо необязательной морали процитируем Пятикнижие (Шмот,2:6): «…и взяла его, и открыла, и увидела, что ребёнок плачет». Еврейский плач можно только увидеть.