Ваигаш
Упрёк как мицва (тшувы)
«Сказал Йосеф своим братьям:
"Я – Йосеф! Жив ли ещё мой отец?"
И не могли братья ответить ему, так
Как отпрянули от лица его»
Берешит 45:3
Мидраш утверждает (Мидраш Раба, параграф 93), что братья услышали в словах Йосефа тяжелейший упрёк. Но слова Йосефа состоят из двух фраз, при этом вторая кажется на первый взгляд смыслово не загруженной. Посудите сами.
Вся защитительно-атакующая речь Йеhуды построена на престарелом отце – патриархе Яакове. Йеhуда прямо аппелирует к тяжелым последствиям, которые может иметь для его здоровья и жизни невозвращение Беньямина. А, следовательно, нет места для вопроса "Жив ли ещё отец мой?". Разве что речь идёт не о просьбе просто получить информацию?!
Ответ, конечно же, "Жив ли ещё отец мой?" – это не попытка получить новую информацию об отце, а тяжелейший упрёк брошенный Йосефом своим братьям. Ведь Йеhуда только что произнёс: "И когда увидит, что нет с нами юноши – и умрёт!" А, следовательно, где была ваша забота об отце, когда вы зная о его глубокой привязанности ко мне, тем не менее решились сообщить Яакову, что Йосеф был растерзан дикими зверьми! Это и был тяжелейший упрёк брошенный Йосефом братьям и заставивший их "отпрянуть от лица его".
Таким образом, слова "Я – Йосеф!" противостоят словам "И когда увидит, что нет с нами юноши – умрёт", а вопрос "Жив ли ещё отец мой?" приобретает смысл, коль скоро ложью стало утверждение о его неминуемой гибели в случае исчезновения Беньямина.
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: