Экев
Хлеб для души
«Оттого не хлебом единым жив человек, что всем,
исходящим из уст Всевышнего, жив человек»
Дварим (8:3)
В этой хрестоматийно избитой христианами фразе не очень понятна (в моем варианте перевода, а также в оригинале) связь духовного с материальным. Недостаточность хлеба, который дает Творец (а кто же еще?!) происходит от разнообразия ассортимента («всем, исходящим из уст Всевышнего»), предлагаемого Создателем.
Раби Ицхак Лурия (Аризаль, 16 век, Цфат) предлагает следующее понимание этой фразы. Как известно, за всем сотворенным стоят слова Всевышнего – Его воля и мудрость. Как сказано: «По слову Всевышнего были сделаны Небеса», «Десятью сказаниями сотворен мир». Следовательно, духовная энергия, вложенная Всевышним в материальную пищу, является основой существования души в теле.
Всякий раз, произнося браху (благословение), еврей вступает в контакт (душевно-духовный) с энергетической сущностью, вложенной Всевышним в хлеб насущный. И, доставляя пищу телу, мы таким образом (через браху) не забываем и о потребностях души, поддерживая хрупкий баланс связанности души и тела.
Мораль: тщательно (осмысленно, с благословением) пережевывая пищу, ты помогаешь ... себе.