Бе-шалах
Иерархия мицвот
«И взял Моше кости Йосефа с собой,
так как клятвой заклял детей Израиля,
сказав: «Взыская, взыщет Вс-вышний вас
и вы поднимете мои кости отсюда с вами»».
(Шмот, 13:19)
РаШИ объясняет: ««клятвой заклял» - заклял их, что заклянут детей своих». Получается, что весь Израиль на момент Исхода был в состоянии клятвы (родители привели к клятве детей, а те своих детей и т.д.) поднять с собой останки Йосефа. Но говорит «Мидраш Раба» (20:19): «… и взял Моше кости Йосефа» - про него говорит Письменная Тора (Мишлей, 10:7): «мудрый сердцем возьмет мицвот», так как весь Израиль был занят серебром и золотом, а Моше занимался «костями Йосефа». Сказал Вс-вышний Моше: «тобою осуществилось – «мудрый сердцем возьмет мицвот»».
Как и всегда, мидраш говорит о чем-то значительно более тонком и глубоком, чем мы поняли. Ведь, собирая «серебро и злато», евреи исполняли мицву Вс-вышнего: «чтобы не сказал тот праведник [Авраґам] «и закабалили и мучили их – исполнил, а после вышли с большим имуществом – не исполнил». И, как мы знаем, речь шла о духовных богатствах – искрах святости, а, следовательно, праведники высочайшего поколения, удостоившегося Торы, были заняты мицвот и в чем тогда претензия?!
Рав Цви Каґана (Грушко) объясняет следующим примером. В бейт-кнесете, в котором он имел честь молиться, после субботней молитвы делался кидуш. Сделав лехаим, уважаемые евреи закусывали куглом с соленым огурцом. И многие евреи ели две порции кугла с огурцом из опасения, что в конце «вместотрапезы» скажут благословение на объем меньше «ке-зайт». А были те, которые добавляли еще порцию кугла, чтобы даже вопроса не возникало («глат», «меґадрин мин ґамеґадрин»)!
Но габай (старейшина) синагоги, отведав немного кугла, «убирал руки со стола» - он боялся приблизиться к объему «как 4 яйца» и тем самым оказаться в положении «сафек биркат ґамазон» - сомнении, а не должен ли он уже говорить послетрапезную молитву?! («Шулхан Арух», часть «Орах хаим», параграф 66). Заметьте, что и габай, и уважаемые члены миньяна боялись нарушить Закон. Но совершенно разные его параграфы.
Конечно, в мицвот нет иерархии и «занятый исполнением мицвы, освобожден от [исполнения другой] мицвы», и все-таки вопрос: «а не выбрана ли мицва, которой мы заняты, нашим внутренним фараоном? И как сказал один из мудрецов нашего поколения: «если вы вспоминаете о том, что вам надо изучать нашу святую Тору, после того, как ваша жена попросила помочь по хозяйству…», то (надеюсь) вам все понятно, а значит, урок Торы выучен (усвоен?).