Бе-шалах
Вопросы к «Шабат Шира»
Первый (но не самый главный) вопрос к словам, начинающим недельный раздел «И было при отсылании фараоном народа» (13:17): «Отсылании фараоном»?! Усугубляет вопрос «Ор ґаХаим» ґакадош: отчего Исход начинается со слов «ва-йиґи – и было» (как и «Мегилат Эстер», например), означающих неприятное (опасное) для евреев?!
Ответ на них один. Для величайшего чуда – разрыва вод последнего моря, было необходимо участие фараона и его присных. Отсюда погоня фараона за Израилем, доставившая евреям много неприятнейших часов и необходимость создать у фараона ощущение, что это его решение отослать народ.
Вообще, вопросы будут сложные, а ответы, как вы видите, наоборот. Вот, например, сложнейший вопрос: отчего Вс-вышний выводит из Египта «великое смешение – эрев рав» – представителей всех цивилизаций, примкнувших к евреям-победителям и на этой почве прошедших гиюр?!
Ответ книги Зоґар впечатляет своей незамысловатостью: Зло необходимо, как и Добро – «это против этого сделал Вс-вышний» (Коґелет, 7:14). На протяжении всей нашей истории, эти люди – формально евреи, а по содержанию – наши антиподы[1], выполняли роль нашего кривого зеркала, демонстрируя наши, нами не замеченные, недостатки. Но в начале нашей истории – золотой телец, и в ее конце – государство Израиль, они играют главенствующую роль, избавляя нас от всех (последних) иллюзий!
Начиная с Ихода, говорит автор «Ор ґаХаим», всюду, где Пятикнижие будет говорить народ-ам, речь будет идти об эрев рав. Если речь будет идти о нашем народе, Тора будет говорить о «детях Израиля – бней Исраэль»!
Перейдем (не умаляя важности уже заданных) к главному из вопросов. Его задает мой Учитель Савраньский ребе. Отчего наша глава получила наименование «Шабат Шира». Конечно же в ней появляется «Шират ґаям – Песня моря», но дополнительные названия глав связаны с ґафтарот «Шабат шкалим», например, или с событиями, произошедшими в тот Шабат, который из-за них называется Ґадоль. Но получить дополнительную идентификацию, связанную с частью (пусть и самой главной!) недельного раздела?! Это действительно необычно!
Во-первых, вспомним связь между песней-шира и замыканием круга («Голос тонкой тишины», глава 14 «Конец – рожденное начало»). Во-вторых, говорит Савраньский ребе, шабат – это не только «вроде» следующего мира, это и «подобие» возрождения из мертвых! «Лишняя душа – нешама йетера», которая дается евреям в шабат, и увы, увы, покидающая нас с его исходом, объясняет то воодушевление, которая охватывает всех обитателей шабата (каждого на его духовном уровне!)
Это новое видение (вдобавок к замечательному комментарию моего Учителя рава Моше Франка в уже упомянутой четырнадцатой главе) комментария РаШИ к началу Песни моря: «Тогда запоет Моше и дети Израиля» (15:1) – «отсюда [намек] на возрождение из мертвых в Пятикнижии». Оно объясняет и «злоупотребление» хвалениями-песнями царя Давида в Шабат. Шабат – это шира-песня.
Такая трактовка комментария РаШИ позволяет не только обосновать название «Шабат шира», но сделать «оживление из мертвых» весьма обыденным(!), чуть ли не ежедневным событием. Савраньский ребе утверждает, что второе благословение молитвы амида «мехайе ґаметим – оживляющий мертвых» говорит не о шеститысячном годе, о нем говорится «делаешь обещанное спящим в земле» в том же благословении чуть раньше. А оживление из мертвых, сегодня щадяще называемых «духовно спящими», происходит с нами всякий раз, когда мы, духовно уставшие от жизни (знакомо?!) неведомо откуда (ха-ха-ха!) получаем вдруг энергию и «откуда что взялось».
Почувствовав «расставанья маленькую смерть» с оптимизмом (по-другому, ухудшение связи с божественной душой), Савраньский ребе рекомендует почитать «Теґилим», я же от себя добавлю свой рецепт – выудить из Торы потрясающую идею, и «борух мехайе ґаметим»!
[1] Подробно про клипат эрев рав смотри статью «Союз слова».