Шлах
«Не лучше ли нам возвратиться в Египет», или Египет как Нью-Йорк
Вопрос о возвращении в Мицраим будет первым из вопросов, удостоившийся ответа в силу своей… прозаичности. Собственно, ответ связан с объяснением невыхода четырёх пятых еврейского народа из Египта. Их гибель во время девятой казни связана с неготовностью подняться на ступеньку выше разума, на ступеньку любви: «Помню я щедрость юности твоей, любовь брачной ночи твоей».
Позицию евреев, оказавшихся недостойными Исхода, проще всего определить вопросом, который они «задали» Творцу: «Всевышний, ведь Ты Всемогущ, так отчего бы Тебе не даровать Твою Тору здесь, в центре цивилизации? И зачем нам «переться» в пустыню, где нет ничего?»
Поясним, что этот вопрос задавали не рабы египетских рабов, своими костями укреплявшие фундамент общественного устройства сверхдержавы того времени. Нет, после восьми казней евреи стали, по сути, господами вотчины фараона. Напомним, что Амалек (появляющийся в истории как народ амо, народ, который египтяне прозвали гиксосами), разбитый под предводительством Йеґошуа бин Нуна, тем не менее, легко овладел Египтом, оставленным евреями, и властвовал в нём с необычайной жестокостью (мера за меру!) четыреста лет.
Таким образом, вопрос египетских евреев был разумен вне всякого сомнения. Вот только необходимым условием для получения Торы была… любовь. «Будем делать и понимать» (Шмот, 24:7).
И когда евреи пустыни провозглашали: «Назад в Египет!», – они вовсе не имели в виду оставление Торы и её законов. Возвращение в центр цивилизованного мира подразумевало возвращение на путь разумности, рациональности. Подобно религиозным евреям современного Нью-Йорка, которые не видят рациональных причин для переезда в Израиль, ведь еврейские кварталы Нью-Йорка более наполнены Торой, чем города Израиля. А парнуса (заработок), имеющаяся в эрец ґа-кодеш шель Америка, позволяет вести более полноценную еврейскую жизнь!
Короче, предпочтение, которое отдали евреи своему видению ситуации перед «видением» Всевышнего, и было в основе их желания вернуться в Египет, к нормальной полнокровной еврейской жизни.